РЖД после Якунина: экс-президент в помощь президенту
Советником президента РЖД Олега Белозерова может стать 78-летний Геннадий Фадеев, возглавлявший компанию в 2003-2005 годах. Об этом Forbes рассказали два собеседника, близких к руководству железнодорожной госмонополии. Решение о назначении Фадеева советником инициировано Минтрансом, оно еще не принято, но вероятность того, что Фадеев займет этот пост, высока, знает собеседник Forbes. В пресс-службе РЖД Forbes сообщили, что Фадеев с сентября работает советником президента компании на общественных началах.
Вся трудовая карьера Геннадия Фадеева связана с железной дорогой. После окончания в 1961 году Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта Фадеев прошел путь от диспетчера до заместителя министра путей сообщения СССР. В 1992-1996 годах он был первым министром путей сообщения РФ, затем стал главой Московской железной дороги, а с января 2002-го по сентябрь 2003 года второй раз занимал пост главы МПС. В 2003 году после образования РЖД Геннадий Фадеев был назначен ее президентом. Летом 2005 года Фадеев ушел с поста президента и стал помощником премьер-министра Михаила Фрадкова, а РЖД возглавил тогдашний первый вице-президент компании Владимир Якунин.
Новый руководитель РЖД Олег Белозеров — сильный экономист, но он пока не понимает, как функционирует компания, считает собеседник Forbes.
Назначение Фадеева выглядит логичным: он опытнейший специалист, отлично разбирается в теме и при этом может посмотреть на ситуацию со стороны, поскольку не принадлежит к команде Якунина.
Более того, принято считать, что именно по инициативе Якунина Фадеев в 2005 году был отправлен в отставку, отмечает еще один источник Forbes.
Сам Якунин ушел в отставку в конце августа 2015 года по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева, а его место в РЖД занял Олег Белозеров. За несколько дней до своей отставки Якунин подтвердил Forbes, что планирует покинуть РЖД и стать сенатором от Калининградской области. Однако спустя месяц Якунин передумал. «Я посоветовался со своими друзьями, коллегами, с руководством, меня поддержали в этом решении, и я хочу сегодня обратиться к вновь избранному губернатору Калининградской области (Николаю Цуканову) с просьбой не назначать меня представителем Калининградской области в Совете Федерации», — заявил Якунин.
До прихода в РЖД 46-летний Олег Белозеров пять лет (2004-2009) проработал руководителем Федерального дорожного агентства и шесть лет (2009-2015) заместителем главы Минтранса. По специальности новый глава РЖД экономист. В 1992 году он закончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. После окончания вуза работал заместителем коммерческого директора «Ленэнерго» и начальником финансово-экономического отдела в аппарате полномочного представителя президента РФ в СЗФО.
После своего прихода в РЖД Белозеров сильно ограничил круг лиц, которые участвуют в обсуждении текущей повестки, знает один из собеседников Forbes. «Теперь на планерках в РЖД присутствует только избранный круг топ-менеджеров — вице-президенты и начальники департаментов, — говорит источник. — Даже советники самого президента, которые работают в компании не первый год и были назначены еще при Якунине, на такие планерки не ходят». Пока компанию покинули только два руководителя — вице-президент по корпоративной безопасности Александр Бобрешов и начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко. Заиченко ушел из РЖД в «связи с выходом на пенсию», причина отставки Бобрешова не называлась. 2 октября вице-президентом РЖД был назначен Анатолий Чабунин, до 2009 года бывший заместителем Белозерова в Федеральном дорожном агентстве. С 2009-го по 2012 год, после ухода Белозерова в Минтранс, Чабунин возглавлял агентство. В РЖД Чабунин, работавший с 2013-го по сентябрь 2015 года заместителем руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, пришел две недели назад. 29 сентября он был назначен на должность директора РЖД по внутреннему контролю и аудиту, а уже через несколько дней стал вице-президентом. «Белозеров постепенно дистанцируется от старой команды и формирует свою собственную», — полагает собеседник Forbes.