Донецк мало похож на город, который готовится к проведению судьбоносного референдума. Меньше чем за неделю до назначенной даты,11 мая, не видно ни агитации на улицах с призывом прийти на избирательные участки, ни волонтеров, раздающих листовки с призывом выбрать тот или иной вариант ответа. Оппозиционные партии не проводят пресс-конференции в городе, наблюдатели тоже не дают никаких комментариев. Правда, главные международные наблюдатели из ОБСЕ вряд ли могут что-то сказать о референдуме на Донбассе, где их совсем недавно держали в плену, считая шпионами.
«Я не получал никаких приглашений на референдум, куда идти голосовать, не знаю», — жалуется местный таксист.
Что-то подобное говорят и донецкие журналисты.
Организаторы референдума, правда, уверены, что все успеют провести в установленные сроки. «Бюллетени уже напечатаны, списки избирателей от 2012 года у нас есть, волонтеры тоже. Участки будут организованы там же, где и всегда — в школах, а приглашения рассылаются, сегодня-завтра люди их получат», — говорит Роман Лягин. Официально его должность называется «глава центральной избирательной комиссии Донецкой народной республики». «Я думаю, что явка будет около 70%», — добавляет он.
В бюллетене всего лишь один вопрос: «Поддерживаете ли вы Акт о самостоятельности Донецкой народной республики?» Он написан на двух языках — украинском и русском, внизу варианты ответа — «да», «нет». В бюллетене ничего не говорится о Донецкой области как субъекте Федерации или Донецкой области в составе Украины.
С точки зрения нынешних киевских властей и проукраинских партий готовящийся референдум не более чем опрос общественного мнения. Такой термин использует руководитель общественной организации Комитет избирателей Украины Александр Черненко. «ЦВК (украинский Центризбирком) закрыл им доступ к действующим спискам избирателей, они пользуются старыми, — говорит он, — более того, в Украине нет закона о местном самоуправлении или о подобных референдумах, он вне закона». Да и неправильно организовывать референдум, когда по улицам города ходят вооруженные люди, считает он.
Олигарх Сергей Тарута, назначенный Киевом после победы евромайдана губернатором Донецкой области, поддерживает саму идею референдума, но говорит, что «он будет проведен не тогда, когда планируют сепаратисты». Обсуждаться на нем, как предполагает Тарута, будут совсем другие вопросы, к примеру «децентрализация, статус русского языка и создание муниципальной полиции». Вопрос о языке вообще выглядит странно, поскольку принятый еще в правление Виктора Януковича закон о региональных языках на самом деле не был отменен в Украине. За его отмену проголосовал парламент, но закон не подписал и. о. президента страны Александр Турчинов.
Мнение Таруты мало волнует людей, которые вот уже месяц живут в здании Донецкой областной администрации — как раз там, откуда губернатор должен править вверенным ему краем.
Для большинства пророссийских активистов и Тарута, и даже «хозяин Донбасса», миллиардер Ринат Ахметов — люди, которые заодно с «киевской хунтой».
А согласно последнему опросу Киевского международного института социологии, в Донецкой области 53,5% считают нынешнее правительство Арсения Яценюка незаконным.
Само захваченное здание администрации окружено двумя линиями баррикад из шин, кое-где сверху видна колючая проволока. Над второй линией баррикад закреплен плазменный телевизор, по которому транслируют канал «Россия 24». Еще в апреле сторонники Донецкой республики захватили телевышку и перенастроили ретранслятор, отдав российским каналам частоты украинских, которые они называют лживыми. Правда, проблему это не решило, большинство жителей города пользуются кабельным телевидением, по которому можно смотреть и Пятый канал, и «1+1».
Возле здания постоянно ходят люди в камуфляже, некоторые из них в балаклавах. Кто-то с дубинками, кто-то с автоматами Калашникова. Много сделанной наспех агитации, высмеивающей нынешние украинские власти. Внутри здания обстановка, как в киевском Доме профсоюзов во время евромайдана. Кабинеты чиновников переоборудованы под нужды революции.
На каждом этаже вывешено предупреждение — пьяных не пускать.
Большинство живущих в администрации — уставшие, невыспавшиеся люди, которые постоянно отвечают на телефонные звонки и решают какие-то важные вопросы.
«Президентские выборы 25 мая мы тоже считаем нелегитимными и приложим все усилия, чтобы они не состоялись на территории Донецкой области», — отрезает Роман Лягин в ответ на вопрос о законности донецкого референдума. Он уверяет, что в Донецке также никто не собирается признавать итоги этих выборов.
О возможных итогах голосования судить трудно, пока есть только цифры опроса общественного мнения, проведенного Киевским международным институтом в апреле 2014 года. На вопрос «Поддерживаете ли вы присоединение вашей области к России?» 11,9% опрошенных жителей Донбасса ответили «Безусловно поддерживаю» и 15,4% — «Скорее поддерживаю».