К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новые Вавилоны: что может сделать для горожан мэр крупного мегаполиса

Фото Diomedia
Фото Diomedia
Какие выводы можно сделать, если изучить опыт других мегаполисов

Двадцатый век — век гигантских городов. Взрывной рост населения, смена экономических моделей, урбанизация — все это привело к тому, что в мире появилось более 40 городов с числом жителей свыше 5 млн. Несмотря на все различия, за последние 100 лет города-гиганты прошли довольно-таки схожий путь. Войны, разрушения, экономические кризисы, тоталитарные режимы, экономический рост, приток населения из деревень, наплыв мигрантов — с этими проблемами сталкивались города и Азии, и Южной Америки, и Москва, где вот-вот пройдут выборы мэра на фоне недовольства многих горожан политикой Сергея Собянина в области дорожного строительства.

В Мумбае у власти с 1960-х годов находится партия Shiv Sena, в основе программы которой — борьба с мигрантами. Бразилия вкладывает огромные деньги в решение проблемы пробок. По качеству жизни Москва среди этих городов не первая, но и не последняя. Если посмотреть на опыт других мегаполисов, получается, что, чтобы повысить качество жизни, Москве нужно самоуправление, приоритет общественного транспорта и высвобождение ткани города от сковавшей ее бетонной брони широких автомобильных дорог. Вот несколько примеров.

Мехико, Мексика

Население: 8,9 млн

 

Бюджет: $11,3 млрд (Москва: $52 млрд)

Проблема: городская администрация во главе с назначаемым президентом, а не избираемым мэром не справляется со своими функциями

 

Мэр: Каутемок Карденас

19 сентября 1985 года в 7:19 утра в столице Мексики Мехико произошло землетрясение силой 8,1 балла по шкале Рихтера. Число погибших превысило 10 000 (точных цифр правительство и эксперты не знают до сих пор), больше 30 000 человек были ранены. Стихия разрушила почти 3000 зданий, оставив бездомными четверть миллиона жителей города.

Эта катастрофа обозначила конец эпохи безраздельного правления Институциональной революционной партии (PRI), которая была у власти в Мексике с 1920-х годов. Имея большинство в парламенте, постоянно выигрывая выборы, партия, как сейчас «Единая Россия», обладала всей властью в федеральном масштабе и на местах. Главу столичного города Мехико назначал непосредственно президент, протесты горожан, требовавших сделать этот пост выборным, пресекались. Однако осенью 1985 года PRI показала свою полную беспомощность. Президент страны в течение 39 часов после катастрофы не обращался к публике, мэр-назначенец тоже не был заметен. Зато жители Мехико очень быстро организовали спасательные бригады, искали под завалами раненых, перевозили в уцелевшие места больных из разрушенных больниц, начали заниматься восстановлением домов. Центральное правительство лишь 14 октября обнародовало План реконструкции, но это вызвало новые волны возмущения: по плану, чтобы тебя признали жертвой землетрясения, ты должен быть членом PRI.

 

Убедившись, что военные и гражданские правительственные силы не в состоянии справиться с восстановлением Мехико, власти пришлось пойти на уступки и сотрудничать с представителями гражданского общества. Губернатор штата Мичоакан, сын бывшего президента страны и член PRI Каутемок Карденас неожиданно выставил свою кандидатуру на выборах президента в 1988 году, обещая провести назревшие политические реформы и соревнуясь с официальным партийным кандидатом Карлосом Салинасом. Выборы получились курьезные: правительство объявило, что машина, которая вела подсчет голосов, «сломалась», но победил Салинас. Явные подтасовки усилили возмущение избирателей, и Карденас объявил о создании собственной Партии демократической революции (PRD), которая стала быстро набирать силу. В 1997 году состоялись первые за много лет выборы мэра Мехико, которые Карденас легко выиграл, обещая демократизацию правления. Пост главы 20-миллионного Мехико сегодня считается вторым по степени влиятельности после президентского, и в последние годы его занимают, побеждая на выборах, выходцы из PRD. Новой администрации удалось возродить центр города, в котором было множество заброшенных зданий, унять криминал, а что касается гражданских свобод, то в декабре 2009 года Мехико стал первым городом Латинской Америки, в котором легализованы гомосексуальные браки.

Сан-Паулу, Бразилия

Население: 11,4 млн

Бюджет: $18,4 млрд

Проблема: пробки в городе, обусловленные во многом обилием грузового транспорта и слабостью метро

 

Губернатор: Марио Ковас

В отличие от других городов-гигантов крупнейший город Бразилии Сан-Паулу опоздал со строительством метро. До сих пор на многомиллионный город приходится только четыре работающих линии протяженностью меньше 100 км. Метро Сан-Паулу перевозит около миллиона пассажиров в день — в семь раз меньше, чем в менее населенной Москве. Есть еще сеть железных дорог, однако большая часть поездок общественным транспортом приходится на неэкологичные и занимающие много места на дороге автобусы.

Кроме того, самый крупный город Бразилии держит рекорд по количеству пассажирских вертолетов, действуют службы вертолетного такси.

 

Мэр города, а впоследствии губернатор штата Сан-Паулу Марио Кавас принял решение направить деньги не на расширение сети метро, а на строительство гигантской обходной дороги вокруг города. Radonel Mario Cavas будет длиной 177 км, ее основной задачей станет пустить в обход города колонны фур, которые движутся с запада страны к порту в городе Сантус, расположенном в 50 км от Сан-Паулу. Строительство началось в 2002 году, а закончится, как планируется, в 2018-м, стоимость объекта превысит $5 млрд. Предполагается, что трасса уменьшит грузовой трафик в Сан-Паулу на 30–40%. Однако исследование, проведенное по заказу государственного транспортного агентства, показало, что даже после замыкания кольца улучшение ситуации с трафиком будет очень кратковременным. «Вкладывать деньги нужно было в общественный транспорт, подземный и наземный», — цитирует газета Folha de Sao Paulo профессора бразильского FGV Сиро Бидермана, консультировавшего правительство. Пока, по информации журнала Time, ситуация с пробками в городе самая плохая во всем мире.

Сеул, Южная Корея

Население: 10,3 млн

Бюджет: $21 млрд

Проблема: дорожные заторы, загрязненный воздух, спад деловой активности в центре города

 

Мэр: Ли Мён Бак

Когда в 2002 году Ли Мён Бак, 20 лет возглавлявший Huyndai Construction, победил на выборах мэра столицы Южной Кореи, ему достался город, не похожий на мультимиллионники Южной Америки или Индии. Самый большой в мире метрополитен, транспортная инфраструктура, система скоростных дорог, районы небоскребов — все это строилось в Сеуле еще во времена авторитарного правителя генерала Пак Чон Хи, руководившего страной 17 лет, до 1979 года. Город справился с неудержимым ростом населения, трущобами и бедностью. И дорожному строителю Ли Мён Баку пришлось решать совершенно новые проблемы.

В самом центре Сеула протекает небольшая речка Чхонгечхон. В XX веке на ее берегах стали селиться приезжие из деревень, их дома не были оборудованы канализацией и водопроводом, отходы сливались в воду, речка стремительно загрязнялась, а окрестности превращались в трущобы. Правительство Пак Чон Хи ликвидировало трущобы, речку забетонировали, а на ее месте в 1971 году открыли скоростную трассу. В конце 1990-х годов по 14 полосам этой трассы проезжало 168 000 машин в день. В час пик пробки на ней достигали таких размеров, что несколько тысяч разносчиков товаров зарабатывали только тем, что предлагали их застрявшим автомобилистам. Хайвей проложили в центре, в оживленных торговых районах, однако, по данным администрации Сеула, после открытия дороги конкурентоспособность старого центра стала снижаться. Бизнесмены предпочитали офисы в других районах. К 1997 году опоры эстакады начали разрушаться, и содержание хайвея обходилось городу в $50 млн в год.

 

Строитель дорог и новый мэр Ли Мён Бак предложил разобрать дорогу и вернуть из-под земли речку Чхонгечхон. Сначала на него смотрели как на сумасшедшего, проект казался немыслимым. Против него выступали не только автомобилисты, но и мелкие торговцы, лавочники, которые опасались, что грохот стройки отпугнет покупателей. Однако Ли Мён Баку удалось продавить проект. Бетонные конструкции разобрали и почти весь материал пустили на строительство набережной новой реки. Бюджет проекта за годы реализации вырос всего на 8%, с $254 млн до $281 млн. Воду в реку запустили водопроводную. Доктор Ин Кен Ли, работавший в администрации над проектом, приводит данные, что в реке сейчас водится 14 видов рыб, а в окрестных зарослях — 18 видов птиц. Парк Чхонгечхон стал популярным туристическим центром. Температура воздуха в нем в среднем на 3,6 градуса ниже, чем на загазованных улицах Сеула. Ли Мён Бак прославился и рядом других проектов, однако многие считают, что реконструкция Чхонгечхона стала самой популярной его затеей и помогла ему в 2007 году выиграть выборы президента.

Интересно, сколько лет пройдет, прежде чем в Москве начнут разбирать дороги и эстакады, которые строят сейчас компании, принадлежащие друзьям Владимира Путина?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+