Что с директором «Уралкалия»: «Как был в костюме, так и сидит в нем в тюрьме»
Forbes побеседовал с Алексеем Басистовым, координатором белорусских адвокатов гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, который сейчас содержится в СИЗО КГБ Белоруссии в Минске.
— Владислав Баумгернтер – ваш клиент?
— Мы с коллегами занимаемся не столько защитой, сколь координацией защиты, поскольку зарубежные адвокаты, к несчастью, не допускаются к следственным действиям в Белоруссии, этим могут заниматься только белорусские адвокаты. Мы координируем их связь с российской стороной.
— Это государственные адвокаты?
— Частные. Договор с ними заключен от лица его мамы.
— Где вы находитесь?
— Мы находимся в Минске. Сегодня утром мама Владислава вместе со мной и белорусским адвокатом пыталась передать ему передачу в СИЗО КГБ. К сожалению, сотрудники СИЗО не приняли передачу. Там была одежда, продукты, белье, предметы гигиены. Взяли только зубную щетку, зубную пасту и мыло. При этом они мотивировали это тем, что господин Баумгертнер не арестован, а только задержан на 72 часа (в настоящий момент истекло двое суток с сомента задержания -- Forbes).
— Вы можете напрямую с ним связываться?
— Связь есть у белорусских адвокатов. Вчера они видели его. Не думаю, что белорусские адвокаты будут давать какие-то комментарии, потому что все они давали подписку о неразглашении. Я не участник следственных действий, меня не допустили, так как я россиянин.
— Были ли факты давления на Баумгертнера со стороны следствия?
— У меня нет такой информации. Я знаю, что Владиславу, несмотря на то, что он двое суток находится в камере, отказали в передаче элементарных вещей. Насколько мне известно, его как забирали в аэропорту, так он и остался сидеть в тюрьме в костюме. У меня нет информации по условиям содержания, в том числе в какой камере его держат, в одиночной или общей. Сейчас основной вопрос – понять его процессуальный статус. Является ли он подозреваемым или арестованным, задержанным на 72 часа, как нам было сказано в СИЗО КГБ.
— Как ведет себя российская сторона, насколько активно она включилась в содействие освобождению Баумгертнера?
— Посол России вчера встречался с представителями белорусской генпрокуратуры с просьбой освободить Баумгертнера. Пока реакции нет.
— Были ли звонки на уровне премьер-министров двух стран, которые договаривались о визите Баумгертнера в Минск?
— К сожалению, не знаю, общались ли премьеры еще раз после этого.
— Какая программа действий адвокатов?
— Программа действий есть. Главная цель — в прекращении уголовного преследование. Ближайшая цель — понять процессуальный статус, добиться освобождения. Микроцель — передать необходимые вещи для нормального пребывания в СИЗО и организовать свидания с его мамой, которая также находится в Минске и ждет с ним встречи. Заявление об этом было передано следователю, но пока никакой реакции нет.
— Если будет постановление об аресте, каковы дальнейшие действия?
— Мы будем обжаловать его нахождение под стражей.