К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

И. о. губернатора Московской области Андрей Воробьев: «Всегда есть борьба за деньги»

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Кандидат в губернаторы Подмосковья о развитии транспорта, точечной застройке и борьбе регионов за инвесторов

В начале ноября 2012 года депутат Государственной думы Андрей Воробьев стал главой Московской области, сменив Сергея Шойгу, ушедшего в Министерство обороны. В сентябре Воробьеву предстоит пройти через выборы, чтобы избавиться от приставки и.о. В интервью Forbes он рассказал о планах по увеличению доходов бюджета области, развитии наземного метро и ЦКАД, и льготах для предпринимателей, желающих перебраться из Москвы в Подмосковье.

— Какой будет ваша агитационная кампания? Вас будет кто-то поддерживать из первых лиц?

— В кампании буду участвовать я… и программа, с которой я иду на выборы. В ней конкретные дела и конкретные планы, которые мной уже озвучены.

 

— Так поддерживать вас кто-то будет?

— Со мной будут мои сторонники и, конечно, я рассчитываю на поддержку жителей.

 

— В дебатах участвовать будете?

— А почему нет?

— С Геннадием Гудковым, если его зарегистрируют?

 

— Когда зарегистрируют, тогда и посмотрим.

— Вы с Сергеем Собяниным как-то согласовываете планы? Он на выборы идет, вы на выборы идете.

— Мы не устаем говорить, что работаем в одном столичном регионе. У нас есть ряд совместных проектов. Например, стратегическое партнерство в развитии московского транспортного узла. Этот проект поддерживает президент, потому что ни столичных, ни областных денег на это не хватит. Нужно строить ЦКАД, наземное метро, высокоскоростные магистрали, хорды и, конечно, объездные дороги.

— Вы много всего перечислили. Сколько будет стоить транспортная программа?

— Программа рассчитана до 2020 года и предполагает инвестиции в размере 150 млрд рублей в год.

 

— Это все инвестиции или только бюджетные деньги?

— Совокупные. Только на наземное метро пойдет 236 млрд рублей. Конечные станции появятся в 10 городах Подмосковья.

— Почему метро выделяете? Самый дорогостоящий проект?

— Скорее самый заметный. Можно сколько угодно расширять дороги, но условия таковы: сейчас в Московской области 3 млн автомобилей, и ежегодно к ним прибавляется еще 150 000-200 000. Поэтому только строительство дорог, даже очень интенсивное, транспортные проблемы региона не решает.

 

Во всем мире это делается за счет комфортного и современного общественного транспорта. И московское метро, и «аэроэкспресс» показывают, как общественный транспорт меняет жизнь и делает ее комфортнее. Наше наземное метро будет состыковываться с Малым кольцом железной дороги, а две ветки будут приходить на центральные вокзалы.

Мы хотим поменять пространство: вместо переполненного перрона и грязной электрички жители области получат современное скоростное сообщение.

— Правильно понимаю, что 236 млрд рублей стоят эти 10 веток?

— Да, но программа может корректироваться. Она не включает стоимость транспортно-пересадочных узлов, куда ты приезжаешь на своем автомобиле, оставляешь его, садишься в комфортный вагон и оказываешься в городе.

 

— Вы будете прокладывать новые линии? И в какие города?

— Совершенно верно. Конечные станции будут расположены в Крюково, Шереметьевском, Пушкино, Железнодорожном и Балашихе, Люберцах, Домодедово, Подольске, Одинцово и Нахабино. Линии метро пройдут через все крупные города ближнего Подмосковья — Химки, Мытищи, Реутов, Видное, Красногорск и другие.

— Кто финансирует проект?

— На первом этапе за счет собственных средств реализовывать этот проект будет РЖД, а потом подключатся Москва и Подмосковье. Строительством будет заниматься РЖД, а регионы должны содействовать в выделении земли и развитии инфраструктуры, а еще решать проблему «разрезания» территории. Чтобы разобраться с ней, нам нужно развивать сеть пешеходных переходов и путепроводов для транспорта. Новых переходов в Подмосковье появится не менее 33, а новых и отремонтированных путепроводов наземному метро понадобится больше сорока.

 

— Если программа до 2020 года, то когда эта транспортная система заработает?

— В 2015 году. Первые направления, на которых она начнет работать, — самые проблемные. Это ленинградское, горьковское и ярославское направления.

— Про ЦКАД. Президент Владимир Путин на Петербургском форуме дал «зеленый свет» проекту: из Фонда национального благосостояния выделяет 450 млрд рублей сразу на три проекта. ЦКАД самый дорогой из них?

— Я не думаю, все-таки есть высокоскоростная магистраль на Казань, которую нужно построить к 2018 году.

 

— Общая стоимость строительства ЦКАД уже понятна?

— Да, это 350 млрд рублей и 529 км дороги, которая будет соответствовать международным стандартам и станет настоящим автобаном.

— А конкурсы на строительство когда объявят?

— Сейчас ведется подготовка территории. Первые конкурсы состоятся во второй половине 2013 года, а в январе 2014 года начнутся работы на первом участке.

 

— Где он будет проходить?

— Окончательное решение по очередности работ будет принято правительством России, но сейчас подготовка территории началась на 3-м и 4-м пусковых комплексах. Это участки трассы от М-10 до М-7 и от М-7 до М-4.

— Это большой участок.

— И очень загруженный.

 

— Кто будет заниматься конкурсами?

— «Автодор», с которым у нас подписано соглашение. Он за стройку отвечает, это федеральная трасса.

— В вашей приемной лежит газета, где говорится, что ЦКАД для жителей области будет бесплатным.

— Да, если участок находится на перегоне между пунктами оплаты, например, между условными Ногинском и Черноголовкой. Это распространенная практика. Но если вам нужно проехать 100 км, то заплатить придется. Кстати, сейчас обсуждается сумма — от 3 рублей за километр пути.

 

— Что будет с «бетонкой»? Сейчас она напоминает чистилище ада.

— Не знаю, что насчет ада, но там стопроцентный коллапс. После ввода ЦКАД, думаю, там все изменится.

— То есть реконструкцией «бетонки» уже никто не будет заниматься?

— Почему? Есть же закон о содержании дорог.

 

О муниципальных властях и строительстве

— Забегая вперед: с высокой долей вероятности вас изберут губернатором Московской области, можно ли ожидать чисток на муниципальном уровне? Все мы знаем, что уровень руководства на местах далек от идеала.

— Я жизнь на периоды «до 8 сентября» и «после него» не разделяю. Плана кого-то специально или, упаси Бог, несправедливо «очернить» у меня нет.

— Почему несправедливо? Скорее наоборот. У вас была история с Можайским районом — закончилась увольнением, с Жуковским — закончилась увольнением. У вас претензии к кому-то из глав районов или мэрам городов?

— Претензии к главам у меня будут, если они не смогут управлять территорией, на улицах городов и поселков будет грязь, если будет задолженность по электричеству и газу, а мне будут поступать обращения и жалобы людей. В такой ситуации мне, конечно, придется высказать свою позицию. Но это никак не связано с 8 сентября.

 

— Ни для никого не секрет, что местные администрации активно вовлечены в избирательный процесс, им надо обеспечить явку. И кандидату в губернаторы лучше оставить все как есть, ведь после 8 сентября, после избрания, у него будут больше развязаны руки.

— Ответ я уже дал: жизнь на «до 8 сентября» и «после» не разделяю.

— Ограничение жилой застройки в 9 этажей — это удар по местным администрациям, которые согласуют высокоэтажную точечную застройку, и хороший предвыборный ход перед жителями. Вы не измените это решение?

— Смотрите. Если вы приедете, например, в Химки, то увидите 20- или 25-этажные дома-свечки, которые возвышаются посреди жилых районов. Позиция моя простая: таких домов с моей подачи строиться не будет. Во время поездок по области и встреч с людьми я убедился, что точечная высотная застройка ничего, кроме раздражения, не вызывает.

 

— Зато теперь девелоперы и застройщики расстроятся.

— Бизнес так устроен, что его цель — это прибыль. Но задача власти — создать и для граждан, и для бизнеса такие условия, чтобы их интересы не противоречили друг другу.

— Это возможно? Ведь строители всегда хотят получить больше прибыли, не считаясь с мнением граждан.

— Вы правы, поэтому и 9-этажные дома, которые мы разрешим строить, тоже нужно будет возводить с умом, обеспечивая гармоничное развитие района, не забывая ливневую канализацию, детский сад, парк, сквер или набережную.

 

 Согласитесь, что в этом случае объемы строительства в области упадут?

— Могут упасть. Но во всем мире пригород не может быть выше города, пригород — это средне- и малоэтажное строительство. Считайте меня идеалистом, но пригороды должны утопать в зелени. И этого хотят люди.

Что же касается опасений представителей строительных компаний о нерентабельности подобной застройки, могу сообщить: при современных технологиях стоимость 1 кв.м. в 9- и 25-ти этажных домах почти не различаются.

— Если мы говорили о Химках, то там продолжается строительство домов-свечек. На них будет распространяться ограничение в 9 этажей?

 

— На момент нашего прихода в область было выдано разрешение на строительство 17 млн кв. м жилья. По закону мы не можем остановить строительство, ведь пострадают люди.

 Сколько в Подмосковье обманутых дольщиков сейчас?

— Огромная цифра — почти 14 000 человек.

Об экономике и земле военных

— Вы говорили о 110 площадках в области, которые ждут своих инвесторов. И еще одна цитата: «20 серьезных инвесторов готовы вложиться в Подмосковье». Кто эти герои?

 

— За инвесторов идет постоянная борьба, не будем дразнить коллег именами.

— Борьба между регионами?

— Конечно.

— Кругом враги?

 

— Вы зря смеетесь. Не называя имен, расскажу об одном случае. У компании возникло недопонимание с мэром одного из подмосковных городов. И что, вы думаете, сделал менеджмент компании?

— Ушли в другой регион.

— Они перенесли центр прибыли, и теперь мы недополучаем 3 млрд рублей в год. Поэтому я и не хочу лишний раз привлекать внимания к нашим инвесторам.

— То есть вы собираетесь бороться и за штаб-квартиры, и за производство?

 

— Да, у нас есть проекты по строительству бизнес-парков в Химках и Домодедовском районе. Компаниям выгодно снимать офисы дешевле, да и для сотрудников покупка квартир рядом с работой обходится дешевле. Что касается площадок, то акцент мы делаем на высокотехнологичное производство. «Грязные» производства пускать не будем.

— Часть корпоративных налогоплательщиков вы потеряли, отдав землю в Новую Москву. Какой объем потерь?

— Выпало около 28 млрд рублей. Самые дорогие земли с минимальным количеством жителей уплыли от нас вместе с деньгам. Сейчас нам компенсируют 88% потерь.

— 88% от 28 млрд?

 

— За первые 5 месяцев Москва собрала на этих территориях 13,8 млрд рублей налогов. Если второе полугодие будет такое же, то речь идет о 26-28 млрд. Из этой суммы 88% нам компенсирует федеральный бюджет. Компенсация не постоянная, рассчитана всего на три года и составляет примерно 56 млрд рублей. Через три года мы будем выкручиваться уже самостоятельно.

— Вы не пытались договориться о переезде какой-нибудь крупной сырьевой компании?

— Вот у нас стоит рядом офисный центр «Два капитана», мы его оформляем в собственность. Если какой-то крупный инвестор, например Сбербанк или «Роснефть», скажет, что переезжает сюда, мы готовы отдать эти 96 000 кв. м по шикарной цене — $1 за метр.

— В обмен на регистрацию компании в Московской области?

 

— Да, конечно.

— Вы говорили, что хотите увеличить доходы области с 450 млрд рублей до 1 трлн. Как собираетесь добиваться цели?

— Первое, это налоговое администрирование. На данный момент у нас нет даже нормального земельного кадастра, и, соответственно, налог на землю, который поступает в муниципальные бюджеты, — это крохи. Стратегическая задача для области — этот кадастр создать.

Далее, мы собираемся разговаривать с компаниями, которые работают в Подмосковье, а центры их прибыли зарегистрированы в столице. Вот вам пример: в одном городском округе в сфере энергетики работает предприятие, которое в бюджет области налогов платит миллионы, а в бюджет других регионов — в тысячи раз больше! Разве это нормально?

 

— И как вы будете их уговаривать?

— Создавать условия, разговаривать, в конце концов, просто рекомендовать, потому что в Московской области для роста есть большие возможности, а бизнес, если это не французская семейная булочная, всегда хочет развиваться. Основным драйвером в бизнесе является выгода, прибыль. Мы хотим дать предпринимателям альтернативу: за €1000 ты можешь снимать офис класса «А» в Москве, но в Подмосковье за эти же деньги ты можешь его просто купить. Пребывание в Москве — это очень дорогое удовольствие.

— Вы собираетесь предлагать компаниям льготы?

— Абсолютно. 4,5 % налога на прибыль и на имущество. То есть, если ты построил, например, в Дубне штаб-квартиру, то сразу получаешь это преимущество. После завершения транспортных проектов, из Дубны в Шереметьево можно будет добраться за 30-40 минут. Не забывайте и о сотрудниках. Каждому из них будет приятнее стоять на балконе с выходом не на загазованную улицу, а на лужайку или сквер. Московская область после Москвы — это отдушина и экология, которую нужно беречь. Но, к сожалению, я должен признать, что в некоторых территориях у нас с ней проблемы — как, например, в Воскресенске с цементным заводом.

 

— Там ведь еще и завод минеральных удобрений?

— С химией проблем нет. А с цементным заводом Lafarge проблема. Хорошо, что такие места можно пересчитать по пальцам.

— Будете закрывать?

— Я туда отправил круглосуточную передвижную лабораторию. На две трубы фильтры они уже поставили, осталась еще одна. Хозяева завода должны вложить в свое предприятие деньги и перейти с «мокрой технологии» производства цемента на «сухую». Если это не будет сделано, такой завод нам просто не нужен.

 

— Еще один важный вопрос, раз мы заговорили об экологии. Жуки-короеды атаковали Московскую область и складывается ощущение, что в регионе скоро не останется хвойных лесов. С борта вашего вертолета понятен масштаб проблем? По опыту нашего коллеги обращения в органы госвласти не приносят результата, ему сообщили, что ближайшая вырубка только в 2014 году. Что вы собираетесь делать? И куда обращаться жителям?

— Да, вы правы. С борта вертолета сложно не заметить проплешин усыхающих лесов. По оценкам наших специалистов, примерно 20% подмосковных ельников, которые старше 60 лет, медленно усыхают.

Первого июля исполнился ровно год с того момента как полномочия по уходу за подмосковными лесами стали принадлежать нам. За это время мы разработали и приступили к реализации пятилетнего планы борьбы с вредителем. Он предусматривает санитарные рубки на площади 54 400 га. В 2012 году вырубка была произведена на 5000 га, а в 2013-м она запланирована и реализуется на площади 7600 га. Эти работы сопровождаются обязательной посадкой леса на этих площадях, и в этом году мы планируем высадить 7 млн деревьев.

Что касается вопроса о том, куда обратиться, — все желающие могут писать письма мне, а могут обращаться в дежурную часть лесной охраны по телефону 8-800-100-94-00.

 

— Возвращаясь к увеличению доходов бюджета. На что будете делать ставку кроме налогового администрирования?

— На прямые инвестиции. Мы уже говорили о площадках. Мы подобрали конкретные площадки с коммуникациями, с совершенно конкретными главами районов и конкретным губернатором, который просто-напросто ждет и готов сопровождать каждую сделку. Ждем не только иностранные, но и отечественные инвестиции.

— Соперничество с Москвой обеспечено.

— Сегодня Москва — это лидер, и конкурировать с ней значит стремиться к лидерству.

 

— Областные чиновники жаловались на нехватку земли в собственности региона. Сейчас Министерство обороны передает вам военные городки вместе с землей, Что с ними будет? 

— В 2012-2013 годах Министерство обороны намерено передать нам 105 из 547 военных городков, расположенных на территории Московской области. Но для нас они не только земельные участки, которые можно вовлечь в экономический оборот, но и серьезная нагрузка на бюджет. Чтобы привести их в надлежащее состояние — а сейчас там, по сути дела, социальная катастрофа, нам нужны десятки миллиардов рублей.

Плюс к тому мы лидируем среди других регионов страны по количеству жилья, которое строим для сотрудников разнообразных силовых структур. В этих микрорайонах, например в «Авиаторах» в Балашихе, офицеры с женами на встречах задают конкретные вопросы: где поликлиника, где школа, где детский сад? Где, где, где, где? Им дали квартиры, а мы должны построить все остальное. Как вы думаете, в какую сумму обойдется инфраструктура для этого поселка?

— 2 млрд рублей?

 

— Да, где-то 2 млрд, поэтому мы вправе рассчитывать на поддержку федерального бюджета.

— Вы ощущаете конкуренцию с Собяниным за деньги?

— Не только с Москвой, но и с другими регионами всегда есть конкуренция за деньги и за ресурсы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+