Кудрин, Путин и народ: что президент успел обсудить за 5 часов «прямой линии»
Президент России Владимир Путин в четверг в 11-й раз в истории провел сеанс общения с народом в прямом эфире государственных телеканалов и радиостанций. Глава государства установил новый рекорд хронометража «прямой линии» — 4 часа 47 минут. За это время он успел ответить почти на все актуальные вопросы. Forbes вспоминает самые яркие моменты выступления Путина.
Кудрин vs. правительство
Одним из первых гостей студии, которому ведущие доверили право ответа, оказался бывший министр финансов Алексей Кудрин, самый известный и влиятельный оппонент кабинета Дмитрия Медведева. Он отреагировал на реплику президента, который призвал общественность не спешить с выводами насчет итогов работы правительства, которое в нынешнем составе трудится менее года.
Кудрин, которого СМИ на прошлой неделе прочили в новые кремлевские кураторы экономики, подчеркнул, что, несмотря на оптимизм главы государства, кабмин до сих пор не выработал программу разворота от нефтяной зависимости к инновациям.
Путин аттестовал своего критика как дважды лучшего министра финансов в мире, но в то же время назвал «сачком» за отказ вернуться во властную вертикаль. Соответствующее предложение Кудрину делалось, подчеркнул президент. Тот парировал: «Система полумер и полуреформ сегодня не сработает. Россия не развернется тогда от нефтяной зависимости. Выполнять другие инерционные процессы и ручное управление, я этим не готов заниматься, а заниматься реальными делами».
Тогда Путин припомнил Кудрину его же инициативы по монетизации льгот, которые привели к массовым акциям протеста в первой половине 2000-х.
«Газпром» vs. сланцевая революция
Журналист Михаил Леонтьев в ходе «прямой линии» повторил критику в адрес «Газпрома» и лично главы газовой монополии Алексея Миллера из-за того, что компания «проспала» сланцевую революцию и рискует потерять позиции на глобальном рынке в противостоянии с зарубежными конкурентами.
Путин не согласился: по его мнению, «проспал «Газпром» сланцевую революцию или не проспал — сложный вопрос, ответа на него пока нет». По словам президента, себестоимость добычи сланцевого газа по-прежнему выше, чем добыча традиционным способом. У России достаточно запасов, чтобы не вступать в изматывающую гонку, заверил он.
В то же время глава государства напомнил, что добыча сланцев связана с серьезными экологическими издержками: «Там, где добывается сланцевый газ, у людей, которые проживают в этих регионах, из крана вместо воды идет черная жижа». Впрочем, это не означает, что Россия отказывается от сланцевого газа, так как даже международные эксперты говорят, что у страны очень большие перспективы его добычи.
Путин vs. Навальный
Вопрос об отношениях президента и оппозиции Путину задал главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Журналист указал на элементы «сталинизма» в нынешней вертикали власти, под которыми имел в виду политические уголовные дела и преследования, от закона об «иностранных агентах» и процесса над Pussy Riot до «болотных узников» и суда над Алексеем Навальным.
Путин от аллюзий с советским вождем открестился. По его мнению, ключевая черта сталинского режима — культ личности, который совершенно не свойственен сегодняшней России. Но, естественно, «это не значит, что у нас не должно быть порядка и дисциплины»: все граждане равны перед законом, «и вот эти девушки из Pussy Riot, и пацаны, которые оскверняют могилы наших солдат». Политики в делах против оппозиционеров нет: «Не за политические взгляды и даже за действия люди осуждаются, а за нарушения закона. Все должны его соблюдать».
Фамилию «Навальный» Путин упомянуть так и не решился, несмотря на уточняющий вопрос ведущего. Он выразил уверенность в том, что разбирательство по делу «Кировлеса» будет объективным, о чем особо просил Генпрокуратуру и другие правоохранительные ведомства. Об основателе «Роспила» президент отозвался максимально обтекаемо: люди, которые борются с коррупцией, сами должны быть кристально чистыми, «иначе это все приобретает форму самопиара и рекламы политической». «Ни у кого не должно быть иллюзий, что если кто-то громко кричит: «Держи вора!», то это не значит, что ему самому позволено воровать. Но это тоже не означает, что если человек имеет какие-то взгляды, отличные от действующих властей, нужно искать любые поводы для того, чтобы тащить его в суд или потом в тюрьму».
Сердюков vs. Медведев
Всю критику по поводу дела «Оборонсервиса», в котором оказались замешаны лично экс-министр обороны Анатолий Сердюков и его ближайшее окружение, Путин на свой счет не принял. Он пообещал, что расследование будет доведено до конца, а также особо подчеркнул, что возбуждение дела произошло после его возвращения в статус верховного главнокомандующего. Так завуалировано президент покритиковал своего предшественника на посту Медведева, который инициировать уголовное преследование и санкционировать отставку Сердюкова не решился.
В то же время Путин призвал не устраивать «охоту на ведьм» и требовать новой крови в виде сурового наказания для экс-главы имущественного департамента Минобороны Евгении Васильевой и других ключевых фигурантов: власти не должны «из политических соображений, чтобы красиво выглядеть, любой ценой засадить их за решетку». По его словам, «не нужно нам возвращаться к этому мрачному периоду 37-го года». Комфортные условия домашнего ареста как меру пресечения для Васильевой президент связал с гуманизацией законодательства.
Само дело «Оборонсервиса» призвано показать российским чиновникам, что в борьбе с коррупцией неприкасаемых не будет, объяснил Путин.
Власть vs. ручное управление.
Сегодняшняя «прямая линия» продолжила традицию «ручных» вмешательств президента в конкретные проблемы отдельных граждан. Так, Путин обозвал «поросенком» мэра 10-тысячного поселка Береговой в Омской области за то, что тот отказывается устроить аудиенцию пенсионерке Алевтине Васильевне, а саму женщину отправил прямиком на прием к генпрокурору Юрию Чайке. Позднее президент распорядился о строительстве детской площадки для многодетной семьи усыновителей в Приморье, и аппарат губернатора Владимира Миклушевского отчитался о решении проблемы в течение следующего часа.
Не обошлось мероприятие и без очередной порции фирменных простонародных реплик и шуток Путина. Отвечая на вопрос, когда все в России станет хорошо, глава государства вспомнил анекдот: «Всю водку никогда не выпить, но стремиться к этому нужно всегда». Самым полюбившимся словом президента оказалось «сбрендили». Термин Путин применил несколько раз, в том числе в отношении американских конспирологов, не верящих в виновность бостонских террористов братьев Царнаевых.
Чубайс vs. ЦРУ
Гендиректору «Роснано», который последние два десятилетия «во всем виноват», пришлось вновь выслушать критику в свой адрес. Пермский политолог Сергей Маленко возмутился неэффективным расходованием средств госкомпании и призвал Путина отправить Анатолия Чубайса под суд.
Путин, однако, с огульной критикой не согласился. В деятельности «Роснано» есть проблемы, но это связано со спецификой отрасли нанотехнологий, объяснил он. «Они ведь сами сказали о том, что разместили деньги неэффективно. Сегодня они сами указывают на убытки в объеме 2,5 млрд рублей», — напомнил президент.
По его словам, «нанотехнологии — один из генеральных путей развития науки, техники, технологий, и там, в общем, немало сделано и полезного». «Есть и проколы, провалы, но это не уголовщина. Это абсолютно разные вещи. В данном случае вложили неэффективно, но это не воровство. Но огульно заявить, что человек преступник, и что он что-то украл - это не по-честному, это неправильно, и мы так делать не будем», — добавил Путин.
Сам Чубайс, который, несмотря на просьбы президента, «лезет в политику», «остается нужной для нас фигурой, на которую постоянно отвлекается общественное мнение»: «он и ряд тех людей, кто работал с ним тогда, конечно, совершили много ошибок». «Образ определенный сформировался. Но кто-то должен был сделать то, что они делали. Они изменили всю структуру российской экономики и по сути изменили тренд развития. На мой взгляд, можно было сделать по-другому, с меньшими социальными потерями и затратами. Но задним числом всегда легко рассуждать на эти темы», — рассудил глава государства. Сегодня глава «Роснано», по его выражению, не присутствует во власти вовсе.
Журналистов Путин порадовал историей о том, что советниками Чубайса в период его работы в российском правительстве были сотрудники ЦРУ США. «Но смешнее то, что по возвращении в США их привлекали к суду за то, что они в нарушение законов своей страны обогащались в ходе приватизации в России. И не имели на это права как действующие офицеры разведки. Им по закону США запрещено было заниматься какой бы то ни было коммерческой деятельностью, но они не удержались. Коррупция, понимаешь», — резюмировал президент в «ельцинском» стиле. Речь идет о бывших приватизационных консультантах Чубайса Андрее Шлейфере и Джонатане Хэе, судебный процесс над которыми прошел в середине 2000-х годов в Бостоне. Обоим фигурантам инкриминировалось использование служебного положения в целях личного обогащения.
Сколково vs. Пономарев
Многие ждали от Путина новой порции критики в адрес фонда «Сколково», все чаще оказывающегося в центре коррупционных скандалов. Однако президент и тут постарался погасить страсти: проект подмосковного иннограда заслуживает оказываемой поддержки — правда, наравне с другими российскими наукоградами, которые не должны находиться на положении «бедных родственников». Глава государства подчеркнул, что сам в свое время инициировал идею иннограда, а Медведев уже курировал ее реализацию.
Он также пообещал не допустить «разворовывания средств» в «Сколково»: «Порядок там будет соблюдаться такой же, как и в проектах подобного рода. Мы внимательно будем следить за тем, как расходуются деньги — куда они направляются, на какие цели». Путин не преминул обрушиться с критикой на депутата-«эсера» Илью Пономарева, уличенного в получении $750 000 от фонда за чтение лекций и организацию совместных программ с Массачусетским институтом технологий. Парламентарий, по словам президента, мог не иметь достаточно профессиональных компетенций для оказания подобных услуг «Сколково», а качество проведенной работы еще только предстоит оценить правоохранителям.
Россия vs. Америка
Путин много рассуждал о российско-американских отношениях, перезагрузка в которых завершилась с принятием Вашингтоном санкций против «списка Магнитского». Теракт в Бостоне должен помочь наладить кооперацию по линии спецслужб, но США нужно отказаться от дискриминационных законов, которые суть «имперские нотки» и отголоски «холодной войны». По мнению президента, никто в Штатах не может ответить, зачем был принят акт Магнитского: «Просто для того, чтобы жабры раздуть — мы самые крутые здесь!.. Зачем? Это такое имперское поведение на внешнеполитическом поле».