Полтора часа с Путиным: о чем иностранцы спросят президента России
Владимир Путин в четверг встретится с членами международного дискуссионного клуба «Валдай». Девятое по счету заседание организации на этот раз проходит с 21 по 25 октября в Москве и Петербурге и посвящено сценариям экономического развития России.
Члены «Валдая» в построении собственных прогнозов опирались на итоги исследования Всемирного экономического форума. На основе показателей динамики цен на нефть и темпов проведения реформ в России эксперты вывели четыре основных сценария — от оптимистического «сангвиника» (высокие цены на нефть + глубокие реформы) до пессимистического «меланхолика» («заморозка» реформ при низких ценах на нефть).
Эти варианты развития событий, изложенные в итоговом экспертном докладе, и будут обсуждаться во время разговора с президентом. Встреча с главой государства традиционно венчает программу «Валдая» и является важной PR-акцией для первого лица. На форуме Путин общается с иностранными политическими и экономическими аналитиками и журналистами – целевой аудиторией, формирующей образ России для Запада.
На этот раз встреча состоится в подмосковной резиденции главы государства в Ново-Огарево, говорит один из членов клуба. По его словам, тему дискуссии согласовывали в спешке. Кремль долго не мог уделить достаточно внимания подготовке нынешнего «Валдая» из-за предвыборной кампании и «высокой занятости Путина», объясняет собеседник Forbes. Он ожидает, что в открытом доступе текст итогового доклада появится лишь через несколько недель, пока это «полуфабрикат».
Форум тем не менее получился качественным по содержанию, рассказывает ведущий эксперт Heritage Foundation Ариэль Коэн. На «деловом завтраке» Сбербанка в среду свое видение экономических перемен членам клуба представили министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов и помощник президента Эльвира Набиуллина. Экономические реформы предполагают и коренную реформу судебной системы, и улучшение инвестиционного климата, напоминает он. По мнению Коэна, Путин должен ответить, существует ли политическая воля на эти изменения и определены ли их цели, готова ли власть заняться сбережением человеческого капитала.
Сам эксперт собирается поставить вопрос о репатриации крупных капиталов. Эта тема сегодня актуальна из-за слухов о возможности возвращения в Россию Геннадия Тимченко, объясняет собеседник. Он хочет узнать у Путина, последуют ли за совладельцем Gunvor и другие миллиардеры, хранящие капитал за рубежом.
Долгое время ключевой интригой «валдайских» разговоров оставался вопрос о карьерном будущем нынешнего президента. После прошлогодней рокировки с Дмитрием Медведевым тема утратила актуальность. В прошлом году Путин убеждал иностранных собеседников в устойчивости правящего тандема и называл своего преемника «молодым политическим лидером». За прошедшие 12 месяцев конструкция властной вертикали, впрочем, претерпела сильные изменения и вернулась к модели с единственным центром принятия решения в лице президента. Политолог Николай Злобин, которому на встречах «Валдая» отводится роль главного оппонента Путина, не уверен в том, что в этот раз острые политические вопросы вообще прозвучат в ходе дискуссии из-за того, что темой форума-2012 заявлена экономика. Но если шанс поинтересоваться у главы государства его мнением «на злобу дня» представится, эксперт обещает его не упустить.
Актуальная повестка совершенно очевидна — это репрессивное давление властей на оппозиционных активистов, считает главный редактор журнала Pro et Contra Московского центра Карнеги Мария Липман. По ее мнению, политическая ситуация в России после президентских выборов вообще ставит под сомнение необходимость проведения мероприятий, подобных «Валдаю». Кремль ясно задал новый антизападный вектор законами о митингах, гостайне, иностранных агентах, изгнанием из России агентства США по международному развитию USAID, арестами и уголовными делами оппозиционеров, перечисляет эксперт.
Успеют ли участники клуба задать вопросы о внутренней политике, прогнозировать трудно, предупреждает Коэн. Формат встречи в этом году по хронометражу должен уложиться в полтора часа, в то время как в прошлые годы беседы, бывало, растягивались на три часа, заключает эксперт.