В среду окружной суд Нью Йорка обвинил 11 эмигрантов с территории бывшего СССР в незаконном экспорте высокотехнологичного оборудования в Россию. Обвиняемые работали в двух компаниях - американской Arc Electronics и российской «Апекс». По данным прокуратуры, эти фирмы занимались нелегальным экспортом в Россию американской высокотехнологичной микроэлектронной продукции, которая как правило используется в военных целях и подлежит строгому государственному контролю. Электроника такого типа, в частности, применяется в радарах, системах наблюдения, системах наведения ракет и детонации. Обвинение считает, что конечными адресатами этой продукции были российский военные и разведывательные службы.
Суть претензий
По данным гособвинения, обе компании принадлежат российскому эмигранту Александру Фишенко. Фишенко родился в Казахстане, окончил Ленинградский физико-технологический институт. В 1994 он поселился в США, где в 1998 году вместе со своей супругой основал компанию Arc Electronics. В 2003 году Фишенко получил американское гражданство.
В США были арестованы 8 из 11 фигурантов дела. Помимо Фишенко, это Шавкат Абдуллаев, Людмила Багдикян, Анастасия Дятлова, Виктория Клебанова, Александр Пособилов, Севиньи Тагиева и Светалина Загон. Все они являются сотрудниками хьюстонской фирмы Arc Electronics.
По совокупности обвинений фигуранты дела могут получить по 45 лет судебного заключения.
Основными сообщниками Фишенко называются Виктория Клебанова и Александр Пособилов, занимавшие ключевые позиции в Arc Electronics. Всем троим грозит до 55 лет тюремного заключения. При этом, по утверждению американских властей, Пособилов был арестован прямо в хьюстонском аэропорту при попытке вылететь в Сингапур и Москву.
Как сообщается, Пособилов приехал в США из России в 2001 году, в 2004 году он начал работать директором по закупкам в Arc Electronics. В 2008 году он, как и Фишенко, получил американское гражданство.
Еще трое участников преступной группы, как считают в прокуратуре Бруклина, находятся на территории России. Речь идет о Сергее Клинове, Юрии Савине и Дмитрии Шегурове. Обвинение считает, что все они связаны с деятельностью российской компании Фишенко - «Апекс».
По официальным документам, Сергей Климов является гендиректором и совладельцем российской компании «Апекс», которая, как утверждает обвинение, закупала продукцию у Arc Electronics. Дмитрий Шейгуров является сотрудником «Апекса», а Юрий Савин является директором по маркетингу другой российской фирмы – «Атрилор», которая по некоторым данным также могла быть связана с Arc Electronics.
Как утверждает прокуратура, Фишенко руководил всей преступной схемой. В период с 2002 по настоящее время его компания Arc Electronics незаконно поставила в Россию высокотехнологичного оборудования на сумму около $50 млн. По данным обвинения, вторая компания Фишенко – «Апекс» - закупала поставляемую из США продукцию и поставляла ее российским разведывательным и военным структурам.
Оборот этой продукции в самих Штатах разрешен, но для ее экспорта за рубеж требуется специальная лицензия. По данным обвинения, Фишенко с сообщниками регулярно избегали предусмотренной для этой продукции процедуры лицензирования, и предоставляли ложную информацию о происхождении продукции и цели ее вывоза в Россию. В частности, по документам, Arc Electronics занималась торговлей комплектующими для светофоров. По мнению суда, причины этих действий состоят в том, что в России такая микроэлектроника не производится.
Доказательная база
В целом, следователи, ведущие дело, убеждены, что собрали достаточно доказательств вины его фигурантов. Обвинение планируется построить вокруг обнаруженных подделок документов на экспортируемые товары, сообщает телеканал CBS.
В частности, в распоряжении следствия оказались ряд перехваченных сообщений, в которых обвиняемые обсуждают необходимость внести корректировки в документы. В одном из таких сообщений один из обвиняемых говорит, что документы не должны вызывать подозрений и предлагает переделать их таким образом, чтобы речь в них шла о продукции для рыболовецких судов, а «не для борьбы против подлодок».
Кроме того, в распоряжении прокуратуры находятся два документа, доказывающих причастность подозреваемых к российскому правительству. Первый из них – это копия свидетельства об аттестации от 2009 года, выданного Минобороны акционерному обществу «Арсенал», в которой сказано, что поставки этой компании соответствуют стандартам военного ведомства России. Как утверждает обвинение, «Апекс» является дочерней компанией «Арсенала» и МиГа.
В материалах дела также фигурирует перехваченный разговор еще одной обвиняемой по делу Виктории Клебановой с «Арсеналом», в котором она требует изъять из переписки и всей открытой документации связь между двумя этими компаниями. Запись перехвата датирована августом 2011 года.
Второй представленный документ – копия акта технического состояния 320 микросхем, присланных Arc Electronics для Минобороны. Документ подписан тремя экспертами и сообщает, что все поставленные схемы имеют дефекты, являются контрафактными и подлежат замене.
Оборудование для флота?
По словам главы хьюстонского ФБР Стивена Морриса, Россия - далеко не единственная страна, стремящаяся незаконно получать из США высокотехнологичное оборудование для своих военных. «Это делается для того, чтобы иностранные государства смогли укрепить свою оборону и модернизировать вооружения на деньги американских налогоплательщиков», - цитирует Морриса AP.
Американские эксперты, опрошенные по делу о шпионаже, не исключают, что обвиняемые могут быть причастны к появлению на российских противокорабельных ракетах и истребителях МИГ-35 чипов и микропроцессоров, разработанных в США.
Кроме того, по одной из версий американских властей, вывезенные микроэлектронные устройства могли предназначаться для совершенствования вооружения военно-морского флота России.
Со своей стороны в российском МИД выразили озабоченность в связи с обвинениями США в адрес ряда граждан России, заявив, что обвинения носят уголовный характер и не касаются какой бы то ни было разведывательной деятельности.
Чем занимаются «Апекс» и «Атрилор»
Насколько обоснованы обвнинеия против российских компаний? На сайте ООО «Апекс», обвиненного в нелегальной закупке поставляемой из США продукции и поставке ее российским спецслужбам, сказано, что компания является «российским дистрибутором производителей электронных компонентов, имеющих основное направление в разработке и производстве комплектующих для применения в областях техники, требующих высоконадежных решений, таких как промышленное оборудование, медицинская техника, транспорт, авиация, космос». При этом указывается, что основная задача компании - продвижение на российском рынке электронных компонентов, производимых зарубежными партнёрами «Апекса».
По данным на 2011 год выручка «Апекса» составила 28,6 млн рублей, чистый убыток – 1,9 млн рублей.
Гендиректор компании Сергей Климов отказался комментировать Forbes выдвинутые против него в США обвинения. Однако он подтвердил, что в настоящий момент находится в России. В то же время источинк Forbes в компании сообщил, что по роду своей деятельности «Апекс» действительно сотрудничает с американскими компаниями. Однако он не уточнил, с какими именно.
Что касается компании «Атрилор», то, по данным «СПАРК-Интерфакс», в России зарегистрировано два юридических лица с таким названием. Основной вид деятельности обеих компаний - оптовая торговля производственным электрическим и электронным оборудованием, включая оборудование электросвязи. Юридический адрес этих компаний совпадает. Генеральным директором обеих фирм является Максим Рябков, он же является учредителем одной из них, другая компания создана Валерией Рябковой.
В этом году фирма, принадлежащая Рябковой, выиграла около 40 государственных аукционов на поставку оборудования, в том числе для военных частей. Валерия Рябкова также является руководителем и учредителем ООО УК «Атрилор-Групп», зарегистрированного по тому же адресу, что и «Атрилор».
Мнение эксперта
«Электроника, особенно военная, еще с советских времен была нашей «ахиллесовой пятой», - заявил Forbes директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Он отметил, что не удивлен всплывшей в США информацией, но удивлен той шумихой, которая поднялась по этому поводу.
«Совершенно очевидно, что очень много электроники, в том числе и американского производства, закупается нами, как легально, так и нелегально с целью ее использования в нашей машино-технической продукции военного назначения», - говорит эксперт.
По словам Пухова, для этих целей применяются и полулегальные схемы. «Например, мы говорим, что электроника покупается для неких совместных с США космических проектов, а потом все это всплывает на нашей военной технике. В этом нет ничего удивительного», - заявил он.
«Все испокон веков все друг у друга покупали, воровали, незаконно устанавливали и т.д. Так всегда было и будет», - говорит эксперт, отмечая, что основное правило в это вопросе – не попадаться. «Раз эти люди попались, то, видимо, им придется понести наказание», - считает он.
По словам Пухова, этот скандал еще раз продемонстрировал, что для США торговля вооружениями и военными технологиями по-прежнему, в первую очередь, является вопросом внешней политики и лишь во вторую – вопросом внешней торговли. «Все остальные страны просто пытаются делать на этом деньги», - считает эксперт, отмечая, что США «относятся к этому вопросу гораздо более трепетно, и свою трепетность пытаются навязать всем остальным».
Последствия скандала
После разгоревшегося скандала Министерство торговли США запретило заниматься экспортом высокотехнологичных товаров 165 иностранным компаниям и лицам, так или иначе связанным с деятельностью компании Arc Electronics.
Как сообщили в ведомстве, компании, попавшие в «черный список», будут вынуждены приобретать лицензию на экспорт определенных товаров из США. При этом министерство уточнило, что вряд ли когда-нибудь такая лицензия будет им предоставлена.