Как работает вертикаль власти? Нет-нет, не имитационная, не та, которая в Госдуме, а реальная. Кто они, эти «друзья Путина», контролирующие финансовые потоки, как и с помощью каких инструментов они проводят свои решения, какими ресурсами на самом деле обладают? Forbes решил оценить реальное влияние на российскую экономику «друзей Путина» и определить десять ключевых экономических фигур в бизнес-окружении президента.
Составляя первую «десятку», мы прежде всего выбирали тех, кто владеет бизнесом, как, например, Аркадий Ротенберг и Юрий Ковальчук, или управляет крупной компанией — как все остальные участники рэнкинга. Именно поэтому в списке нет, например, министра обороны Анатолия Сердюкова или экс-министра финансов Алексея Кудрина. Во-вторых, член нашей «десятки» обязательно познакомился с Путиным до его переезда в Москву. По этому критерию мы отобрали руководителей, чья административная история напрямую связана с карьерным ростом самого российского президента и этапами его работы в КГБ, Германии, властных структурах Петербурга.
Тест Forbes: знаете ли вы друзей Путина?
Характерно, что почти все члены списка до «путинских» назначений не специализировались на отрасли, которой сейчас управляют. Третьим критерием стал объективный показатель — объем средств, которыми управляет менеджер или владелец бизнеса. Четвертый фактор — член нашего списка является «куратором» или важнейшим игроком на каком-либо рынке. Например, Алексей Миллер и Игорь Сечин — в нефтегазовом секторе, а Юрий Ковальчук — в медиабизнесе. По этому критерию в нашу «десятку» не прошел Геннадий Тимченко.
Важное следствие: как правило, менеджеры реализовали либо реализуют проект национального масштаба. Под этим мы понимаем решение экономических и управленческих задач, таких как реформа Сбербанка, проведенная Германом Грефом, или же создание машиностроительной госкорпорации Сергеем Чемезовым. Кроме того, национальный масштаб присущ проектам, направленным на усиление власти Путина, — например, это вытеснение из «Газпрома» Алексеем Миллером старой команды Вяхирева либо создание алкогольной «квазимонополии» Аркадия Ротенберга.
Что же показали наши подсчеты? Девять менеджеров путинского призыва фактически контролируют все командные высоты российской экономики — добычу и транспортировку газа и нефти, медиаактивы, крупные строительные проекты, оборонную промышленность и банковскую систему. Переведем это на язык сухих цифр. Совокупная выручка компаний, которыми управляют путинские менеджеры, составила 12,3 трлн рублей. Это эквивалентно примерно 22,6% всего российского ВВП. Шесть из десяти крупнейших компаний России (по выручке) напрямую управляются товарищами президента, которые во время правления Путина резко улучшили свой карьерный статус.
Но насколько сам Путин зависит от членов своей команды? Если судить по тому, что узкий круг людей, управляющих важными и самыми капиталоемкими компаниями и отраслями, в последние годы меняется мало, то да, зависит. И не столько потому, что близкие приближенные обладают сокровенным знанием о президенте, сколько потому, что их просто не так уж и много. Узок их круг, чрезвычайно ценны они для президента. Объективная же экономическая ситуация — рост государственного сектора, повышение доли нефтяных доходов казны — только усиливает эту взаимную зависимость.
«Команда Путина» — весьма условное понятие. Строго говоря, эти люди не являются целостной командой. Кроме шефа, многих из них ничего не объединяет. Более того, в последнее время становятся все более заметны внутренние противоречия — например, между президентом «Роснефти» Игорем Сечиным и совладельцем Gunvor Геннадием Тимченко. Однако позиции их, как группы, выглядят очень прочно — российские госкомпании продолжают экспансию, поглощая частных конкурентов в нефтянке, строительстве, транспорте.
И вряд ли эту ситуацию изменит даже приватизация, обещанная правительством. Назначение в 2008 году генеральным директором «Норильского никеля» Владимира Стржалковского в ситуации корпоративного конфликта между основными акционерами, появление в составе совета директоров «Русала» Маттиаса Варнига показывают, что и частные компании вынуждены учитывать лоббистские возможности знакомых президента. Эти персоны — только видимая часть айсберга. Во многих российских компаниях можно встретить знакомых Путина, друзей его друзей и т. д. Значение в русском бизнесе «личного фактора» очевидно — владельцы крупных компаний весьма зависимы от настроений власти, лично Владимира Путина.
И это обстоятельство снова остро ставит ключевой вопрос российского бизнеса: насколько легитимна частная собственность в России и насколько она на самом деле частная?
Над проектом работали: Елена Березанская, Илья Жегулев, Надежда Иваницкая, Валерий Игуменов, Александр Левинский, Ирина Малкова, Анна Соколова