К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Авторынок России: когда сократится отставание от США?

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
За последний год по объему продаж новых автомобилей Россия поднялась с 10-го на 7-е место в мире. Что дальше?

В 2011 году Россия по суммарному объему продаж автомобилей поднялась на три позиции в десятке ведущих по этому показателю стран мира, и на этом продвижение вверх, по крайней мере в ближайший год, приостановится. Об этом свидетельствует опубликованный в среду аналитическим агентством «Автостат» доклад «Анализ и прогноз автомобильных рынков». Сейчас Россия по объему продаж автомобилей занимает 7-е место в мире (2,8 млн штук), притом что предыдущие 2 года Россия замыкала первую десятку. Первую строку списка уверенно занимает Китай (18,5 млн автомобилей), на втором месте — США (13 млн). В Европе по продажам всех типов автомобилей Россия уступает только Германии (там продано 3,5 млн штук).

«2011 год показал уверенный рост продаж в России как в количественном, так и в денежном выражении», — говорится и в последнем обновлении обзора «Россия на фоне мировых автомобильных рынков. Тенденции и прогнозы», подготовленном со своей стороны аналитиками PricewaterhouseCoopers. В целом, продажи легковых автомобилей в России выросли в 2011 году на 40%, а объем рынка в денежном выражении увеличился сразу на 70% — с $35 до $59 млрд. Объясняется это ростом потребительской уверенности, программами государственной поддержки, увеличением доступности кредитования. В России каждый десятый автомобиль в 2011 году был куплен с привлечением льготного автокредита (всего в 2011 году было выдано более 263 000 льготных автокредитов). Кроме того, очень успешной оказалась схема утилизации старого автопарка: на продажи по утилизационной программе приходилось по 300 000 автомобилей в год в 2010-2011 годах.

В докладе PwC отмечается, что пятая часть (21%) всех продаж легковых автомобилей в 2011 году пришлась на премиум-сегмент, при этом общая стоимость проданных автомобилей премиальных моделей в 2011 году составила $30 млрд, или фактически половину авторынка России, измеренного в денежном выражении. В 2011 году спрос на автомобили стоимостью более $100 000 вырос в 2,2 раза по сравнению с 2010 годом.

 

По итогам 2012 года, отмечает «Автостат», количество проданных в мире автомобилей может достичь 82-84 млн штук (годовой прирост продаж — 5-7%), из них львиная доля приходится на легковые автомобили — 62-63 млн штук. «Локомотивом» мирового авторынка последнего десятилетия является Китай.

 

В группе стран со средним уровнем доходов населения Россия по числу проданных автомобилей на 1000 человек занимает место в середине — 20 автомобилей. Притом что в США или Германии, например, в год продается 43 новых автомобиля на каждую 1000 граждан. При этом в США на 1000 человек приходится 789 автомобилей, что почти в 3 раза больше, чем в России (293).

«Автостат» делает прогноз по продажам автомобилей в ряде стран, в том числе в России. По мнению аналитиков агентства, на конец 2012 года продажи всех видов автомобилей в России могут достичь 3 млн штук, из них 2,5-2,6 млн придется на легковые автомобили. Негативно на продажи новых автомобилей будут влиять такие факторы, как удовлетворение отложенного спроса, завершение стимулирующих программ, 3-летний посткризисный цикл. Из позитивных факторов, сказывающихся на росте продаж автомобилей, названы: восстановление автокредитования (от 20 до 50%), производство народных иномарок, наличие сбережений.

Со своей стороны, PwC также прогнозирует рост рынка легковых автомобилей в России в 2012 году. Всего будет продано 2,6 млн легковых автомобилей (годовой рост 4%), из них 550 000 — российских брендов, 1 150 000 — иномарок российского производства. И будет импортировано 900 000 новый автомобилей.

 

Что касается прогноза на отдаленную (до 2025 года) перспективу, то, утверждается в докладе «Автостата», положительная динамика роста продаж автомобилей в России будет диктоваться как долгосрочным спросом, так и ростом ВВП и доходов населения. Таким образом, считают аналитики, к 2025 году в России продажи новых автомобилей вплотную приблизятся к 3,5 млн штук в год, из них почти 3 млн придется на легковые автомобили. Среди факторов, стимулирующих продажи: необходимость обновления автопарка (10-15 млн штук), увеличение числа семей с автомобилями (с 50 до 75%), необходимость иметь второй автомобиль на семью (с 12 до 25%).

Негативно на продажи будут влиять такие факторы, как медленный рост среднего класса (с 20 до 40%) и нестабильная экономическая ситуация.

По долгосрочному прогнозу PwC, к 2025 году продажи легковых автомобилей превысят 4 млн штук в год. Среди предпосылок этого уровень дохода на душу населения, при котором будет достигнуто насыщение рынка, — $25 000 — он будет достигнут в 2025 году. И количество автомобилей на 1000 человек, при котором произойдет насыщение рынка — 400. При этом, отмечают аналитики PwC, если экономическая и валютная нестабильность делает российский рынок труднопредсказуемым в краткосрочной перспективе, то в целом игрокам автомобильного рынка можно рассчитывать на долгосрочный рост.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+