«Россия хорошо известна своим «телефонным» правом, когда приговоры выносятся по звонку из Кремля»
22 марта Донецкий городской суд огласил приговор бывшей украинской военнослужащей Надежде Савченко. Она была признана виновной в убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина и незаконном пересечении границы России. При этом обвинение в обстреле мирных жителей в Луганской области с Савченко было снято, так как «неподсудно российскому суду». В итоге Савченко приговорили к 22 годам колонии общего режима и штрафу 30 000 рублей. Срок наказания считается с момента ареста, 30 июня 2014 года. Она может рассчитывать на УДО через 12 лет — в 2028 году. Что написали о приговоре иностранные СМИ — в обзоре Forbes.
The Financial Times, Великобритания (21 марта):
«Россия хорошо известна своим «телефонным» правом, когда приговоры выносятся не по решению судей, а по звонку из Кремля. Дело Савченко отличается особой циничностью. <...> На российском показном судилище пропагандистская машина активно использует имя Савченко, демонизируя украинцев, воюющих с российскими и сепаратистскими войсками в Донбассе, а ее называя «машиной убийства в юбке». Но благодаря своему спокойному мужеству, презрению к российскому суду и длительным голодовкам Савченко на Украине стала героиней. А если ей вынесут суровый приговор, она к тому же станет мученицей. Преследуя Савченко и остальных, аннексировав Крым и осуществив военную интервенцию в Донбассе, Москва сделала гораздо больше для формирования национального самосознания на Украине, чем предыдущие два десятилетия постсоветской независимости».
Der Spiegel, Германия (21 марта):
«Случай Савченко похож на дело Сергея Магнитского, который после издевательств умер в российской тюрьме в 2009 году. В качестве эксперта в области налогового права Магнитский помогал ненадежным крупным инвесторам обходить налоги. Потом он попал под перекрестный огонь в споре между своим боссом и коррумпированными российскими чиновниками. Магнитского взяли под стражу, отказали ему в медицинском обследовании, чтобы оказать давление на инвестора. Совет по правам человека президента РФ заключил, что в заключении Магнитский подвергался жестокому обращению и, вероятно, был избит до смерти. Сегодня уже никто не помнит о его уловках с налогами. Но несправедливость, выпавшая на долю Магнитского, имеет очень большое значение».
«Что касается длительного зачитывания приговора, то это показательный момент. Они хотят продемонстрировать, насколько тщательно работали, как все учли и что придраться, с их точки зрения, не к чему. В России к этому делу подходят не юридически, потому что они штампуют решение, которое им дали силовики. Но при этом они тщательно относятся к подготовке приговора. Кроме того, в случае с Савченко понятно, что процесс дирижируется непосредственно из Кремля. Следовательно, апелляция ни к чему не приведет, и для Надежды это оправданно. »
Foreign Policy, США (23 марта):
«Обмену заключенными может помешать состояние здоровья Савченко. Надежда неоднократно заявляла о намерении уморить себя голодом, если ее признают виновной — этот тактический ход позволил бы ей лишить Кремль возможности использовать свою власть против нее как человека. Пока шло судебное разбирательство, Савченко несколько раз объявляла голодовку, а в понедельник один из ее адвокатов заявил, что она собирается начать сухую голодовку — то есть, перестанет принимать пищу и пить воду — после вступления в силу приговора. Кроме того, адвокаты Савченко заявили, что обжаловать приговор она не намерена, поскольку надеется, что Москва вернет ее на Украину».