День бульдозериста: как власти городов борются с незаконными торговыми строениями
«У нас не самострой!» — такое объявление повесил на уцелевший павильон у метро «Кропоткинская» его владелец после знаменитой московской «ночи длинных ковшей» в Москве 9 февраля. Тогда городские службы снесли 97 торговых объектов, которые, по мнению властей, были установлены незаконно. У многих владельцев павильонов на руках были решения судов, признавших их право собственности на объекты, но это не помогло. Общество разделилось. Многие москвичи одобрили решительные действия правительства Сергея Собянина, ведь торговые павильоны изменили архитектурный облик станций метрополитена, а разрешения и согласования были получены в свое время за взятки. Других жителей столицы возмутило равнодушие властей к зарегистрированным и признанным судами правам собственности.
Американский урбанист Джейн Джекобс в своей книге «Жизнь и смерть больших американских городов» пишет о том, что множество мелких лавочек и закусочных создает дружелюбную городскую среду и повышает безопасность в районе: огни магазинчиков и кафе лучше и человечнее, чем длинные высокие заборы, стены и пустыри. Многие здания в центре Москвы построены в советское время, когда проектировщики и не думали о помещениях под мелкие лавки и кафе. Где именно могут теперь законно арендовать площади продавцы сотовых телефонов и аксессуаров, газет и цветов, хот-догов и шаурмы — большой вопрос.
Примеры массового сноса нелегальных коммерческих строений сложно найти в развитых странах, потому что к их появлению ведут лакуны в законодательстве и правоприменении. В развитых странах самострой непросто снести без суда, есть процедуры легализации, если постройка не мешает развитию города. Но в развивающихся странах Forbes нашел несколько примеров сноса незаконно, по мнению властей, воздвигнутых киосков и павильонов.
Тирана, Албания
Время: 2002–2005 годы
Сколько строений снесено: более 2000
Кто сносил: мэр города Эди Рама
Что получилось: набережная реки и зеленые зоны города освободились от хаотичной застройки
В 1990 году в Албании закончился период однопартийного правления, после многочисленных митингов и демонстраций в стране сформировалось демократическое правительство. Стартовала приватизация. Как это повлияло на жизнь албанской столицы Тираны и других городов? Все лучшие места заполонили многочисленные торговые павильоны, киоски и кафе, многие из которых не имели разрешений.
Власть коммунистической партии низвергнута, новые государственные институты еще не построены. Самозахват земли стал обычным делом. Албанские ученые Алиай Бесник, Луло Киеда и Муфтий Генк в своем докладе «Тирана: вызовы городского развития» приводили данные, что в середине 1990-х годов в столице с населением менее 600 000 человек было около 2000 самовольных построек. Больше всего таких объектов появилось вдоль берегов реки Ланы, на центральной площади Скандерберга и в городском парке. Берега реки оказались полностью застроенными без намека на набережную, причем многие здания были трех- и четырехэтажными. Авторы доклада Human Development Report — Albania, выпущенного в 2002 году по заказу ООН, отмечали, что агрессивная нелегальная застройка — главная проблема, стоящая перед федеральными и муниципальными властями.
В 2001 году мэром столицы был избран министр культуры Албании, художник, преподаватель Академии изящных искусств Эди Рама (сейчас он премьер-министр). Сын известного албанского скульптора Кристака Рамы, он имел связи еще в коммунистическом истеблишменте и сумел получить реальные рычаги управления. В 2002 году Рама обнародовал программу «Возвращение к своеобразию» (Return to Identity). В ней предлагались шаги по радикальному обновлению Тираны: консервация исторического центра, покраска фасадов ветхих зданий в яркие цвета и — снос всех нелегальных строений.
Сначала власти снесли несколько объектов на пробу, но, когда выяснилось, что население поддерживает эту меру, началась серьезная зачистка. Мэра всячески поддерживал премьер-министр Албании: снос ларьков демонстрировал силу федеральной власти. Уже к 2008 году берега реки Ланы были полностью очищены от нелегальных строений.
Исламабад, Пакистан
Время: конец 2015 года
Сколько строений снесено: 485
Кто сносил: некоммерческая государственная корпорация Capital Development Authority, которая с 1960-го занимается развитием Исламабада
Что получилось: решение было оспорено, и главе CDA пришлось отказаться от него
В ноябре 2015 года улицы Исламабада заполонили бульдозеры. Силы городской корпорации Capital Development Authority (CDA) сносили сотни торговых точек, которые раскинулись на улицах столицы. Длилось это несколько дней, в ходе сноса в некоторых киосках находили килограммы гашиша и героина. Накануне Федеральное бюро расследований Пакистана арестовало 11 сотрудников CDA, подозреваемых в том, что они выдавали разрешения на строительство киосков вопреки всяким законам.
Торговцы протестовали, пытались прорваться в офис CDA и устраивали сидячие забастовки на центральной площади города. В борьбу включились влиятельные горожане, например, гневное письмо руководителю CDA Маруфу Афзалу написал председатель Федерации крикета Пакистана Шахарьяр М Хан. В число снесенных попал киоск, принадлежавший его сыну Омару Али Хану. Спортивный чиновник возмущался, что объект снесли без предупреждения, не позволив вывезти дорогостоящее оборудование. Кроме того, Али Хан имел выданную CDA лицензию на киоск и исправно платил агентству арендную плату. Голос Шахарьяра Хана в преддверии подготовки соревнований по крикету между Пакистаном и Индией был очень весомым.
Профильный комитет Законодательной ассамблеи Исламабада выступил за то, чтобы восстановить ошибочно снесенные киоски и впредь внимательнее отличать легальные постройки от нелегальных. Через несколько дней, в субботу ночью, глава CDA Афзал распорядился остановить операцию и заявил, что руководство корпорации не отдавало распоряжения о повсеместном сносе, а затеял все это кто-то из менеджеров среднего звена.
Уже в феврале 2016 года CDA продолжила борьбу с нелегальными киосками, однако для их выявления стала привлекать силы местной полиции.
Ереван, Армения
Время: 2012–2013 годы
Сколько строений снесено: около 1300
Кто сносил: мэрия Еревана, активисты движения «Парк Маштоца»
Что получилось: торговые павильоны переехали на 500 м и остались в центре
В январе 2012 года мэрия Еревана приступила к сносу всех киосков на центральной улице Абовяна. Решение не сразу нашло понимание, в Армении всегда с уважением относились к торговле. Ученый, демограф Рубен Еганян созвал в Ереване пресс-конференцию, чтобы рассказать о демографических последствиях такого решения: лишившись работы, владельцы киосков со своими семьями могут просто уехать из Армении.
Пресс-секретарь мэра Тарона Маргаряна убеждала журналистов, что с владельцами киосков в центре велась долгая работа и им будет позволено вновь открыть торговые объекты на специально отведенных площадках. Оказалось, что торговцам предлагают места на другой центральной улице, в сквере Маштоца, всего в 500 м от улицы Абовяна. Уже в феврале 2012 года там началось капитальное строительство, тогда же горожане, возмущенные застройкой зеленых зон города, образовали движение «Парк Маштоца». 15 апреля активисты движения провели акцию, попытавшись самостоятельно снести несколько возводящихся из бетона торговых зданий, некоторые были схвачены полицией и предстали перед судом.