Холостой выстрел: как Дмитрий Медведев "вооружил" Россию
8 ноября 2014 года премьер Дмитрий Медведев подписал поправки в постановление 1998 года, регулирующее оборот гражданского и служебного оружия – документ был опубликован во вторник, 18 ноября, на портале правовой информации. Одна из поправок дополняет перечень случаев, когда гражданам разрешено носить оружие. Согласно постановлению, раньше это можно было делать только на охоте, во время спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб. Теперь — еще и с целью самообороны при наличии права на его ношение, гласит постановление.
Может показаться, что поправка, принятая Медведевым, разрешает гражданам носить любое оружие на улице для самообороны, но это не так, следует из пояснений экспертов и МВД.
Оборот и использование оружия регулируются не только постановлением правительства, но и федеральным законом "Об оружии". Закон разрешает гражданам покупать и использовать оружие для самообороны, охоты и спорта. Оружие, разрешенное для самообороны, – "огнестрельное оружие ограниченного поражения" («травматика» и газовые пистолеты) и гражданское длинноствольное оружие (ружья, карабины). Продажа гражданам боевого оружия - пистолетов, револьверов, автоматических винтовок - законом запрещена, и постановление правительства этот запрет не отменяет.
Право носить травматическое оружие с собой для самообороны у его владельцев было и до вчерашнего дня – для этого нужно получить в специальных подразделениях МВД соответствующую лицензию на хранение и ношение. По данным министерства, на начало 2014 года в России куплено более 730 000 "травматических" пистолетов и револьверов самых различных калибров и моделей.
Носить с целью обороны заряженное длинноствольное оружие закон запрещает, и этот запрет постановление правительства также не отменяет. Транспортировка возможна только в разобранном виде и в чехле. Длинноствольное оружие для самообороны можно хранить дома - для этого, как и для «травматики», нужно получить разрешение в полиции.
Внесенные в правила оборота травматического оружия изменения носят лишь технический характер, заявили во вторник вечером агентству "ИТАР-ТАСС" в пресс-службе МВД. «Утверждения ряда СМИ о том, что якобы правительство РФ разрешило гражданам носить любое оружие, являются неверными, - сказали в пресс-службе МВД. - Внесенные изменения ничего по сути не меняют и носят уточняющий характер, то есть данный документ просто привели в соответствие с законом «Об оружии".
"Никаких революционных изменений нет, поправки просто приводят в соответствие различные законодательные акты, — подтверждает Сергей Гринин, председатель общественной организации «Гражданская безопасность». — Как вчера граждане не имели права носить длинноствол в целях самообороны, так и сейчас. Охотничье оружие нельзя носить потому, что оно не предназначено для самообороны, а оружие для самообороны должно лежать дома, на даче или транспортироваться в машине, но в чехле и незаряженным".
Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова не стала комментировать ситуацию.
В лицензионно-разрешительном отделе МВД одного из районов Москвы сказали, что не в курсе каких-то революционных изменений в законодательстве. «Если бы разрешили ношение длинноствольного оружия для самообороны, вы понимаете, что бы у нас началось!» – иронизирует сотрудник отдела.
По статистике МВД, на руках более чем у 5 млн россиян находится почти 6,2 млн ружей, карабинов, травматических пистолетов. То есть в России на каждых 100 жителей приходится около 9 единиц огнестрельного оружия. По сравнению с западноевропейскими странами это низкий показатель: в Швейцарии на 100 жителей приходится в среднем 60 единиц оружия, в Финляндии - 45, в Норвегии и Франции - 31, в Германии - 30.
Медведев ранее неоднократно заявлял, что не поддерживает введения права на свободное ношение огнестрельного оружия в России. В частности, в интервью российским телеканалам в 2012 году он говорил, что многие фатальные случаи происходят «вследствие неправильного и преступного использования оружия»: «Я считаю, что нам ни в коем случае нельзя становиться на эту дорожку». После расстрела 27 человек в школе в США, в штате Коннектикут, в декабре 2012 года российский премьер повторил, что «принципиально» против перехода на свободное ношение оружия.