С банка по нитке: чем региональный бизнес помогает украинским беженцам
Министерство экономического развития Ростовской области просит региональные банки, а также филиалы и отделения федеральных банков, работающих в регионе, помочь лагерю беженцев из Украины. Лагерь расположен вблизи Таганрога, недалеко от границы с Украиной.
«В Неклиновском районе Ростовской области для них [беженцев из Украины] организован лагерь, который остро нуждается в гуманитарной помощи, — пишет министр Александр Левченко в письме, направленном руководителям банков (копия есть в распоряжении Forbes). — В связи с этим прошу Вас рассмотреть возможность оказания благотворительной помощи для обеспечения прибывающих людей всем необходимым».
Топ-менеджеры одного федерального и одного местного банка подтвердили Forbes факт получения такого письма. По словам одного из них, до государственных банков отдельно в устной форме донесли, что каждому сотруднику настоятельно рекомендуется перечислить помощь в размере дневного заработка. По словам собеседника Forbes, сотрудники Банка Москвы и ВТБ перечислили деньги, объем помощи — около 200 000 — 250 000 рублей с каждого филиала.
Сотрудник головного офиса Юго-Западного банка Сбербанка уточнил, что недавно им в добровольно-принудительной форме указали написать заявление на перевод дневного заработка беженцам. Но согласились не все. «Например, я принципиально не ничего не подписывал, и мне за это ничего не было», — говорит он, добавляя, что отказались многие.
Представитель ростовского частного банка удивлен просьбе перечислять средства в частный фонд. «Мы активно помогали и жителям Крымска, и Дальнего Востока после наводнений, но тогда в обоих случаях мы перечисляли деньги через ростовское отделение Красного креста», — рассказывает он.
Пресс-службы Сбербанка и ВТБ от комментариев отказалась. В ВТБ24 на запрос Forbes не ответили. Представители Банка Москвы и Газпромбанка оперативно ответить на запрос не смогли. Представитель одного из крупнейших госбанков уверяет, что их филиал такого письма не получал.
«Один местный банкир-предприниматель перечислил круглую сумму, больше миллиона рублей собственных средств, в ответ на эту просьбу, так как не может заставить своих сотрудников участвовать в акции», — рассказал представитель частного банка в Ростове. При этом он подчеркнул, что подобные письма — с просьбой помочь жертвам украинского конфликта — приходят постоянно от разных министерств и ведомств области.
Пресс-секретарь губернатора Ростовской области Ирина Четвертакова не подтверждает факт рассылки писем. «Официальный обращений никто не делал, конечно, — говорит Четвертакова. — Это, скорее всего, какие-то неловкие действия руководства банков, которые пытаются себя проявить как-то». В письме предлагается перечислять средства на счета частного благотворительного фонда помощи детям «Доброе дело». Представитель губернатора подтверждает, что фонд «Доброе дело» известен в области своей деятельностью в сфере помощи детям.
Фонд зарегистрирован в 2008 году. Учредителями являются две гражданки России Елена Акопова и Татьяна Аладашвили (в девичестве Мосьпанова). Основная цель — помогать детям, оставшимся без попечения родителей на территории Ростовской области. Аладашвили рассказала Forbes, что фонд сотрудничает с правительством области, но к письму отношения не имеет. «Мы сотрудничаем с властью, сейчас развиваем проект по профилактике отказов от новорожденных совместно с министерством труда Ростовской области», — говорит она.
Когда беженцы стали прибывать на территорию Ростовской области, фонд активно включился в работу с ними. «Вызвали нас к заму губернатора Бондареву (курирует вопросы соцразвития. — Forbes), он сказал, что будет нам оказывать всестороннюю информационную поддержку. Вот, видимо, в рамках такой информационной поддержки и идут запросы во все ведомства [с просьбой о финансовой помощи], — говорит Аладашвили. — Мы к этим запросам не имеем отношения».
По словам Аладашвили, только фонд оказывает реальную денежную помощь.
Выделение бюджетных денег — процесс длительный, обещанный федеральный транш в 240 млн рублей еще не пришел.
Кроме того, бюджетные деньги имеют четкое целевое расходование — только на обустройство палаточных лагерей, а нужно оплачивать питание, медпомощь, одежду и другие расходы тех, кто проживает в семьях и пансионатах.
В рамках акции помощи беженцам всего собрано около 27 млн рублей. В области существует отделение Красного креста, который тоже заявлен как участник программы помощи беженцам. По словам представителя губернатора Четвертаковой, Красный крест собрал 52 млн рублей, но «расходование денег ведется не активно, какие-то препоны внутренние, которые пока не позволяют начать финансирование».
Расчетный счет для перечисления средств открыт фондом с отделении Сбербанка 4 июня одновременно с введением режима чрезвычайной ситуации в 15 муниципальных образованиях Ростовской области. Сегодня режим ЧС распространен на всю территорию области. По данным правительства региона, с начала июня на территорию региона с Украины приезжали и оставались от 6000 до 15 000 человек в сутки. Сейчас поток спал до 3500 человек в день. Официально зарегистрированных беженцев в области около 27 000, но реальная цифра в три раза больше. 70% из них — дети и женщины.