После бури: как евромайдан добивается отставки Януковича и правительства
В ночь на второе декабря в Киеве многие не спали. Митингующие, которые накануне вышли на украинский майдан, готовились к возможному штурму силовиков. Люди обосновались в захваченном здании Киевской горадминистрации, кто-то строил на Крещатике баррикады, кто-то разбивал палатки, лидеры оппозиции совещались. Те, кто с улиц ушел, следили за новостями и много писали в Facebook. Спокойно вздохнули после рассвета — обошлось без штурма. Майдан проснувшиеся увидели другим: почти революционным, но без крови и следов бойни. Для власти и оппозиции второй день протестов стал работой над ошибками и временем, чтобы сделать новые.
1 декабря, когда на Майдане, по разным оценкам, стояли от 300 000 до 800 000 человек, оппозиционеры просили не расходиться. Акцию объявили бессрочной. Длинного плана действий не было, но решение блокировать кабмин приняли быстро. Туда утром 2 декабря позвали людей, чтобы не пустить в здание членов правительства Николая Азарова. Так и вышло.
Не только потому, что чиновники на работу попросту не приехали.
Сделай они это, им бы помешали несколько тысяч человек, закрывшие здание автобусами и живой цепью. После многотысячной акции накануне, казалось, людей было совсем немного. Они слушали выступавших политиков, прогуливались в парке поблизости, танцевали и прыгали, чтобы согреться. Многие приехали из других городов.
Главная цель — добиться отставки президента. «Не подпиши (Виктор) Янукович ассоциацию, мы бы не приехали. Но на майдане побили людей. У всех на глазах. Так нельзя. Мы сели в машину и теперь здесь», — говорит фотограф Юрий, один из компании львовян, которые в 2004-м отстояли первый майдан. Его друг, 42-летний столяр Роман, накануне пытался помешать провокаторам, бросавшим брусчатку в силовиков возле администрации президента (АП). Не получилось. «Нас постоянно оттесняли. И Порошенко (Петр Порошенко, внефракционный народный депутат и владелец компании Roschen) тоже. Его сбросили с экскаватора. Он пытался успокоить провокаторов», — рассказывает львовянин, дотягиваясь до подноса с бутербродами. Их возле здания кабмина бесплатно митингующим раздавали студентки-киевлянки. Тут же предлагали горячий суп и чай. Многие отказывались, но после долгих уговоров соглашались. Питаться в правительственном квартале дорого, а уходить далеко нельзя.
Оппозиция свою главную тактическую ошибку исправила утром 2 декабря. После провокаций возле АП активисты заблокировали въезд на улицу железными щитами. Теперь на Банковую не пройти.
Между колонной силовиков и митингующими — пустая улица.
На нее пускают только жильцов. «Эти люди пережили 2004-й. Они знают, как себя вести и вообще ничему не удивляются», — рассказывает один из охранников Банковой. Из-за мороза они меняются раз в пару часов. Смены проходят мирно. Провокаторы наведываются, но тут же уходят. Этого оппозиция могла добиться в первый день протестов и избежать кровопролития, но не смогла или не захотела.
На второй день лидеры оппозиции Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок тоже больше занимались переговорами, чем координацией людей на улицах. За последних отвечает полевой командир «оранжевого» майдана Юрий Луценко. Три оппозиционера готовились к сегодняшнему заседанию парламента. В Раду они принесли и отдали спикеру свои требования. Главные из них: отставка правительства, привлечение к ответственности главы МВД Виталия Захарченко и решение вопроса Юлии Тимошенко.
В этом оппозиционеров майдан поддерживает частично. «С этой властью больше нельзя. Если они не уйдут, это уже не победа», — говорит мужчина лет сорока, который стоит у большой палатки прямо напротив захваченного оппозицией Дома профсоюзов, что на майдане. Палатку в Киев привез депутат от «Батьківщини» Валерий Дубиль. Он топчется на морозе поблизости. В палатке митингующие греются у «буржуйки», переодеваются, едят. Все почти в полной темноте. Напротив, у входа в «профсоюзы» — импровизированная столовая. Горячая еда, чай, бутерброды, соки, печенье. Все под открытым небом. На холоде, но никто не жалуется. Внутри здания, в тепле, тоже готовят еду. Туда ее приносят киевляне, вместе с теплой одеждой и вязаными носками. Там же часть митингующих спит после ночных дежурств.
На этаже повыше — пресс-центр штаба оппозиции. Попасть туда можно только по спецпропускам и удостоверениям журналистов. Там нет еды, только Wi-Fi, много компьютеров и иностранных корреспондентов. За дверью, рассказывает человек из окружения Яценюка, о чем-то договариваются оппозиционеры. В коридоре, тоже за кольцом охраны, с одним из близких друзей Яценюка — депутатом-оппозиционером Николаем Мартыненко — общается его коллега Порошенко. О чем говорят оппозиционеры, наверняка не знает почти никто.
Майдан пока это занимает мало. У всех одна цель — избавиться от президента Януковича и правительства Азарова.
«Если уберут только премьера — остаемся тут. Если отправят в отставку только Януковича — стоим и не уходим. Их нужно снимать вместе. Иначе толку не будет»,
— уверен львовский фотограф Роман. Он и его друзья хотели ехать домой уже в среду, но готовы задержаться, чтобы «два раза не бегать».
«Мы хотим, чтобы Украина была частью Европы. При нынешней власти этого не будет. Раз так — студенты против такой власти», — говорит член Студенческого координационного совета (СКР) Лесь Якимчук. Этот орган организует студентов разных вузов во время акций. Иногородних бесплатно селят у желающих киевлян. Оппозиционеры СКР признали и готовы координировать с ним свои действия. Но Якимчук признается: если будет новый штурм, студентов мобилизовать не станут: «Мы — за мирный протест. Воевать с «Беркутом» не умеем и не будем».
Вечером на майдане оппозиционеры с большого экрана на Доме профсоюзов отчитались об итогах дня. Прыгая от холода на месте, кто-то в толпе заметил, что сделать это можно было не в теплом пресс-центре, а на майдане. Главное за день: Европа и Запад поддерживают мирные протесты и предупреждают — за их разгон Янукович получит соответствующую реакцию. О заявлениях Владимира Путина, который назвал митинги на Украине «погромами», не сказали ни слова. О них вообще говорят мало. От Путина на Украине ждали большего. Особенно после сюжетов Первого канала, где корреспонденты рассказывали о многочисленных жертвах и критиковали оппозицию. Что важнее — многие не поняли, что будет с импичментом президента Януковича. О нем не раз говорили со сцены майдана, но в официальных требованиях этого пункта нет.
Главное теперь — сегодняшнее заседание Рады. Оппозиция требует отставки кабинета министров. Для этого ей нужно 226 голосов депутатов. Сейчас у трех оппозиционных фракций — «Батьківщини» Яценюка, УДАРа Кличко и «Свободы» Тягнибока — всего 169 мандатов. Плюс часть внефракционных. По словам одного из членов партии Тимошенко — Николая Томенко, к вечеру понедельника удалось собрать 215 голосов. Вероятно, за счет тех «регионалов», которые заявили о готовности выйти из фракции после срыва евроинтеграции.
Если этот план не сработает, оппозиции придется искать альтернативу. Пока, как рассказывают источники, трое лидеров хотят начать переговоры с властью с участием посредников от ЕС. «Регионалы» против.
Президент, который впервые прокомментировал случившееся вечером 2 декабря в разговоре с журналистами, проблемы вовсе не видит. Он летит в Китай.
Разбираться с манифестантами-нарушителями будут суды. А к теме евроинтеграции страна вернется позже, когда экономика созреет.
Изменить такую позицию власти может майдан. Но для этого он должен стоять, как стоял девять лет назад. Гарантировать это не способен никто. Майдану нужны хотя бы мелкие победы. Его нужно кормить каждый день. Хотя пока те, кто стоит на главной площади, уходить не собираются. Георгий Жвания, однофамилец одного из спонсоров «оранжевой революции», пришел на площадь с грузинским флагом и грузинской мечтой. К Иванишвили она отношения не имеет. Она про то, чтобы на Украине провели реформы, избавились от коррупции и избрали нового президента. Можно похожего на Саакашвили, но подойдет и совсем другой. Главное — не Янукович. Теперь то же самое должна сказать оппозиция. Если нет, майдан она потеряет.