Игорь Юргенс: «В последнее время я не имею прямых контактов с Медведевым»
Игорь Юргенс на этой неделе объявил о существенных изменениях в работе Института современного развития и возглавил совет директоров Русской агропромышленной корпорации. Подробно о новой роли ИНСОРа, планах в бизнесе, сотрудничестве с Алексеем Кудриным и новой волне кризиса глава ключевого «мозгового центра» периода правления Дмитрия Медведева рассказал в интервью Forbes
— С чем связано перепрофилирование ИНСОРа на «международную проблематику»? Означает ли это, что институт потеряет влияние как экспертная организация, что его авторитет снизится в глазах экспертного сообщества и элит?
— Я не думаю, что ИНСОР потеряет свое влияние. Хотя время покажет.
Что касается проблематики института, то в связи с очевидными материальными ограничениями, связанными с уходом Дмитрия Медведева с поста президента и его специализацией на внутриэкономических проблемах, я как член правления Международного института стратегических исследований Великобритании, «Совета советов», где представлены два десятка аналитических центров G20, вижу необходимость сконцентрировать работу института на международной проблематике, в которой я и мои коллеги по институту профессионально разбираемся.
Во-вторых, с самого начала проекта я работаю вместе с Алексеем Кудриным в Комитете гражданских инициатив, где внутриэкономическая и внутриполитическая проблематика как раз основное направление. Алексей попросил меня поделиться экспертами и компетенциями, что я с удовольствием сделал. Поэтому можно сказать, что мы играем в две руки.
— В прессе звучала информация, что якобы Дмитрию Медведеву ИНСОР больше не нужен. Это правда, что премьер стал уделять институту меньше внимания?
— В последнее время я не имею прямых контактов с Дмитрием Анатольевичем. Но те люди, которые у него занимаются нашей нынешней тематикой — внешнеэкономическими и внешнеполитическими вопросами, в нас заинтересованы и находятся с нами в постоянном контакте.
— Кто вас пригласил возглавить совет директоров Русской агропромышленной корпорации и чем собираетесь заняться в новой должности в первую очередь?
— Меня пригласил владелец контрольного пакета и генеральный директор корпорации Иван Александрович Оболенцев. Я буду заниматься стратегией развития корпорации, которую в середине июля утвердит совет директоров под моим председательством. В нее войдет многократное увеличение объемов выпуска продукции, привлечение иностранных и отечественных инвестиций, коррекция корпоративного управления. Планы очень большие. Как я понимаю, именно под них я был приглашен. Компания очень перспективная. На мой взгляд, в ней нужно усилить несколько направлений. Так что впереди много интересной работы.
— Говорит ли это о том, что вы теперь сосредоточитесь прежде всего на бизнесе, а политикой будете заниматься меньше?
— Я не могу так сказать, я всегда был вице-президентом РСПП, где остаюсь председателем комитета. Я также продолжу заниматься в ИНСОРе вышеназванными направлениями. Важно, чтобы ИНСОР жил, вместе с Комитетом гражданских инициатив Кудрина он должен работать над модернизацией, осовремениванием нашей родины.
— Насколько эффективной получается работа Комитета гражданских инициатив, в который вы входите? Способна ли эта организация стать теневым кабинетом в условиях угрозы новой волны кризиса и взять на себя задачу лоббирования непопулярных, но необходимых решений по бюджетной реструктуризации?
— Здесь все будет зависеть от активности членов комитета. Кудрин настроен очень позитивно. Как и те люди, которые первыми включились в работу комитета. Началась работа в регионах, идет разработка различных программ. В итоге все, как всегда, будет зависеть от людей. Мы свою часть программы — по второй волне кризиса и дальнейшему развитию страны — разработаем. А насколько к ней будут прислушиваться — увидим.
— Как вы оцениваете первые шаги кабинета Медведева? Правительство адекватно осознает риски новой волны кризиса и готово заблаговременно принять все необходимые для минимизации последствий глобальной рецессии решения?
— Я пока вижу повторение 2008 года. Тогда был накоплен некий опыт, он сейчас учтен. Минфин запросил себе особые функции, то же, видимо, произойдет и с Центробанком. Зарезервированы определенные резервы для помощи финансовому рынку. Таким образом, противопожарные меры приняты. А как оно будет дальше, как дальше будет развиваться кризис, посмотрим. Со своей стороны, мы будем реагировать и советовать.
— Вы сами ожидаете второй волны кризиса? Если да, то когда?
— Трудно не ожидать второй волны, когда уже не только Греция, Ирландия, Португалия, но и частично Испания, не говоря о Кипре, затребовали очень значительные суммы на поддержку своих экономик. Под вопросом находится Италия, что совсем тревожно.
Прибавим к этому ситуацию во Франции, президентом которой стал социалист (Франсуа Олланд. — Forbes). С социальной справедливостью теперь там все будет в порядке, а вот с финансовой эффективностью, поиском точек роста все будет не так, как хотелось бы. Так что пока, кроме Германии и Великобритании, которые, кстати, являются евроскептиками и сильно не помогают своим соседям, я больше не вижу крупных экономик в Европе, которые идут правильным путем. Конечно, в верном направлении движутся скандинавские страны и Люксембург, но хватит ли этого — вопрос.
К проблемам Европы прибавим пока мягкую посадку экономики Китая, грандиозный бюджетный дефицит США. Все это говорит о том, что учитывать возможность второй волны обязан каждый серьезный экономист.
— Считаете ли вы реализуемыми задачи экономической политики президента Владимира Путина? В частности, скачок в рейтинге Doing Business сразу на 100 позиций и другие меры по улучшению инвестклимата в России.
— Сейчас нация находится не в том моральном состоянии, чтобы эти цели считать реалистичными. Такие задачи выполняются только при условии мобилизации духа, настроений, идеологий — ничего из этого не наблюдается. Наоборот, мы видим сильный раздрай и отсутствие целей. Я не призываю к единству нации вроде «Построим Транссиб, освоим целину», но и лозунг «Бабло побеждает зло» работать не будет. Так что пока все эти цели недостижимы.
— В связи с тем что ИНСОР долго лоббировал идею второго президентского срока Медведева, как вы оцениваете текущую политическую конфигурацию в России?
— Как я и говорил, производительные силы нации должны объединиться вокруг чего-то, чтобы достичь каких-то целей. С этой точки зрения, если бы Медведев принял и был бы готов до конца реализовывать программу модернизации в том виде, в котором он о ней заявлял и в котором мы ему предлагали, написав около 30 работ по этому поводу, то это и позволило бы добиться целей из вашего предыдущего вопроса. А сейчас такой объединяющей цели нет. Сейчас наступил период, когда слова «стабильность», «стабилизация», «аккуратно» стали более модными, чем «рывок вперед» и «модернизация».
— Недавно вы покинули президентский совет по правам человека. Это решение связано скорее с вашим несогласием с новым порядком формирования СПЧ или признанием неэффективности деятельности этого органа как такового?
— В каком-то смысле и с тем и с другим. Отмечу, что все мои коллеги по совету и его глава Михаил Федотов делали все, что могли, и немалого достигли. Новому составу совета я желаю того же. Но то, как в целом сейчас прислушиваются к правозащитникам, то, какой «престиж» они имеют у властей и в официальных СМИ, не позволяет мне рассчитывать на эффективность СПЧ в настоящее время.
— Как оцениваете фигуру Бориса Титова в роли уполномоченного по правам бизнеса? Способен ли этот институт стать эффективным механизмом защиты прав предпринимателей?
— Если он будет биться и бороться, то будет способен эффективно защищать предпринимателей. Любые институты такого рода обладают своей инерцией, авторитетом, даже если к ним не прислушиваются в полной мере.
Что касается Бориса Титова, то это очень опытный человек, от других предпринимателей его отличает то, что значительную часть своей жизни и рабочего времени он посвящал общественным делам. Это для меня очень важно — когда человек не замыкается на делании денег и эффективности своего бизнеса, но и посвящает значительную часть своего времени общественной жизни. В этом смысле Титов выгодно отличается от многих, и я ему желаю достичь поставленных целей.
Тем не менее пока общая атмосфера власти в отношении к правозащитникам и предпринимателям наплевательская.