В прошлом феврале Пьер Омидьяр с камерой в руках разглядывал долину Катманду в Непале. Его взгляду открывались печные трубы на многие мили вокруг до самого горизонта. Он также видел горы красного кирпича. Подростки 12-13 лет таскали кирпичи на спинах, по 80 фунтов за раз. 90% работников здесь, в Бхактапуре, центре кирпичной промышленности Непала, — это рабы. День за днем они все больше увязают в долгу у своих хозяев-перекупщиков, которые нашли им эту работу и жалкие халупы для проживания тут же, рядом с кирпичными заводами.
Пьер Омидьяр ходил по округе, фотографировал и все сильнее убеждался в том, что он видит не полную картину происходящего. «Таким людям, как мы, не показывают плохие печи для обжига, — говорит он. — Я просто представил себе, если это — одна из хороших, то на что же похожи плохие?» Для детей в Бхактапуре Омидьяр создал новый проект, чтобы у них был выбор, кроме подписания кабального контракта с торговцами живым товаром. Он пожертвовал грант на $600 000, который оплатит спасение 2500 работающих детей с опасных и грязных непальских кирпичных заводов и их обучение в школе. Следующий шаг семьи Омидьяр — выделение средств на обучение 4000 рабочих на курсах предпринимательства.
За последние четыре года семья Омидьяр стала крупнейшим частным жертвователем в борьбе с торговлей людьми. К настоящему моменту они уже инвестировали $115 млн в свой благотворительный фонд Humanity United, который помогает 85 антирабовладельческим некоммерческим организациям и проектам в пяти странах, включая первый проект в Непале. Еще $50 млн семья Омидьяр вложит к 2016 году. По данным ООН, торговля людьми оценивается в $32 млрд в год. Но семья Омидьяр привлекает на свою сторону влиятельных союзников, надеясь победить в этой схватке.
После размещения акций eBay на бирже в 1998 году Пьер Омидьяр превратился из обычного предпринимателя сразу в «возмутительно богатого», минуя стадию «просто богатого» человека, как говорит он сам. Вместе с женой Пэм Пьер решил пожертвовать большую часть своих денег на благие дела в течение своей жизни, присоединившись к проекту The Giving Pledge. Несколько лет супруги просто искренне и неорганизованно подписывали чеки нескольких благотворительных фондов, а затем выбрали своей главной целью прекращение торговли людьми.
Создание собственного фонда Humanity United было идеей Пэм. В начале 2000-х во время визита в родной город Пьера Париж Пэм листала журнал National Geographic, и ее внимание привлек материал о Дарфуре, где в тот момент начиналась гражданская война. Ее ужаснул рассказ о суданских детях-солдатах и о работорговле беженцами. Она попробовала провести собственное расследование, но не нашла в прессе ничего о современном рабстве или о каком-либо участии богатых филантропов в борьбе с ним. Пэм решила, что пожертвований их семьи в фонды «Врачи без границ» и «Оксфэм», как бы щедры они ни были, все-таки недостаточно. Пьер с ней согласился.
В США они нашли несколько разрозненных и небольших негосударственных организаций по борьбе с рабством. Пьер, Пэм и их команда в фонде Humanity United выбрали 12 лучших из этих организаций, собрали их в коалицию — Альянс за прекращение рабства и торговли людьми — и выделили ему $8 млн.
С приходом семьи Омидьяр дела Альянса пошли в гору. Через год после выделения гранта усилия бывших рабов, социальных работников, церквей и юристов привели к принятию 90% их поправок в закон «О продлении срока защиты жертв торговли людьми», который помогает спасенным рабам получить документы, визы и обезопасить себя от притязаний бывших хозяев и торговцев. В 2010 году Альянс пролоббировал увеличение бюджета федеральных фондов, направленных на борьбу с торговлей людьми, на $12 млн.
В своей речи на ежегодной конференции Clinton Global Initiative президент Обама объявил о партнерстве фонда Humanity United и Белого дома. По словам президента, новые инициативы включают программы обучения для полиции, билетных контролеров и учителей, чтобы они могли распознавать жертв рабовладельцев, а не принимать их за проституток или сбежавших из дома. Правительство будет стимулировать технологические и интернет-компании, чтобы они попытались обезопасить сеть от людей, вербующих или продающих рабов. Для жертв работорговли планирует упростить процедуру получения визы. И самое важное, Белый дом будет настаивать на удаление принудительного труда на всей цепочки производства товаров американскими компаниями, начав с подрядчиков правительства США. «Теперь большее количество людей понимает, что эксплуатация и принудительный труд существует в системе производства товаров, — говорит Пьер, отмечая публикации в прессе, посвященные китайскому производителю iPhone — компании Foxconn.
Взнос семьи Омидьяр в $165 млн в Humanity United является всего лишь частью $1,25 млрд, которые они выделили в качестве безвозмездных субсидий на благотворительность или инвестировали в компании из развивающихся стран. Фонд Omidyar Network вложил $100 млн в стартапы вроде фирмы мобильных платежей в Замбии или индийской компании, занимающейся солнечной энергетикой. «По какой-то причине люди думают, что благотворительность — это просто отдавать деньги, а бизнес — это бизнес, — говорит Мэтт Банник, управляющий Omidyar Network. — Это искусственное разделение. Бизнес может иметь положительное воздействие на общество. Люди зарабатывают себе на жизнь на eBay».