Майклу Рубину везет. Чертовски везет. В прошлом году eBay предложила $2,4 млрд за его убыточную компанию GSI Commerce, которая занимается развитием онлайн-магазинов крупных розничных сетей вроде Toys "R" Us и Timberland. Цена, которую заплатила eBay, была на 51% выше рыночной капитализации GSI. Чем обусловлена такая премия? Все дело в войне eBay с Amazon за рынок электронной коммерции.
40-летний Рубин отличается от сегодняшних молодых миллиардеров. У него приветливый, открытый взгляд и беглый филадельфийский акцент. Он не страдает мессианством: у него нет цели изменить этот мир. Он ничего не изобрел, не разработал новую социальную платформу или алгоритм поиска и не открыл волшебную инвестиционную стратегию. Он просто карабкался к своему миллиарду, ведомый скорее безрассудной страстью к риску и бизнесу как таковому, чем какой-нибудь особенной идеей. «У этого парня только одна передача — вперед», — говорит Джефф Джордан, партнер в фонде Andreessen Horowitz, который инвестировал в один из проектов Рубина.
Рубин управляет собственными компаниями три десятилетия. Он начал бизнес с продажи семян, обходя дома по соседству. В 10 лет на него работали пять других детей, которые за деньги убирали снег с соседских лужаек. В 12 лет в родительском гараже он устроил мастерскую по настройке лыж. Дело приняло горячий оборот, когда Рубин начал оставлять свои флаеры на парковке молла, где уже работал лыжный магазин. Владелец магазина позвонила отцу Майкла и пригрозил сдать мальчишку в полицию. Отец Рубина ответил: «Моему сыну всего 12 лет. Неужели он представляет настоящую угрозу для вашего бизнеса?» Майкл продолжил разбрасывать свои флаеры.
В 14 лет Рубин убедил отца подписать вместе с ним договор об аренде, чтобы открыть лыжный магазин Mike’s Ski Shop в ближайшем торговом центре. В магазин Майкл вложил собственные $2500, полученные в качестве подарка на Бар-мицву. В десятом классе Рубин открыл второй магазин.
Когда ему было 16 лет, рассказывает Рубин, к отцу подошел член лыжного клуба и спросил: «Ну, как тебе новый Porsche твоего парня?» Отец пришел домой и сказал: «Ты купил новый Porsche?». Я говорю: «Ага». Он: «Красивый?». Я: «Да, красивый». Он: «Пойди маме расскажи». Его мать не очень этому обрадовалась. «Она наговорила такого, что я не могу повторить», — улыбается Рубин. Мать помнит эту историю очень хорошо. «Это было совсем не смешно — для меня это была ужасная история, — вспоминает она. — Мы всегда знали, что сына ждет успех, но я не предполагала, что он будет таким большим».
Зима того года была теплой. Как и другие владельцы лыжных магазинов, Рубин оказался в тяжелом положении: у него был долг $120 000. «Мне не было страшно, — утверждает он. — Я просто думал, что это очередной шаг в моем развитии». Чтобы не допустить банкротства, отец согласился одолжить ему $37 000 для решения проблем с кредиторами, если Майкл пообещает поступить в колледж.
Но Рубин быстро нашел схему, чтобы отдать деньги отцу… и избавиться от обязательства ходить в колледж. Он зацепился за распродажу лыжного оборудования стоимостью $200 000 со скидкой в 90%. Но как за него заплатить? Сосед согласился дать в долг деньги ($17 000) по ростовщической ставке — процент составлял $1000 в неделю. «Это были большие деньги, — вспоминает Рубин. — Но я был уверен в себе, поэтому взял деньги без колебаний». За четыре недели он продал оборудование за $75 000, заработав около $50 000 чистыми.
После выплаты долга отцу Рубин начал скупать излишки спортивного инвентаря по всей стране, продавая их через собственную сеть из трех лыжных магазинов, которые у него были еще до окончания школы. Он все-таки отучился один семестр в Университете Вилланова, но потом окончательно бросил учебу, чтобы заняться своим бизнесом.
В 1995 году он купил 40% акций Ryka, производителя спортивной женской обуви. Рубин, которому тогда было всего 23 года, стал генеральным директором компании с продажами в $50 млн. В 1997 году он объединил свой бизнес с Ryka и создал компанию Global Sports, которая в следующем году удвоила выручку до $130 млн.
Затем произошло событие, которое перевернуло жизнь Рубина. В ноябре раздался докучливый звонок от аналитика Майкла Конна. «Я поднимаю трубку, а он говорит: что ты собираешься делать с интернетом? — вспоминает Рубин. — А ему говорю: не трать мое время на этот дурацкий интернет, и вешаю трубку».
Но этот недолгий разговор все-таки зацепил Рубина. Он позвонил главам Sports Authority, Modell’s и других розничных сетей, продающих спортивные товары. Все, с кем Рубин поговорил, думали примерно одинаково: электронная коммерция открывала большие возможности, но никто не знал, как к ней подступиться. «Тогда я увидел шанс стать лидером рынка, и это меня действительно завело», — рассказывает он. К Рождеству Рубин нанял команду для онлайн-проекта, а месяц спустя предложил рынку модель, по которой Global Sports брала на себя все риски и все операции по электронной торговле, получая взамен 92,5% выручки. Он созвонился с Мэри Микер из Morgan Stanley, и она устроила ему встречу с основателем японского SoftBank Масайоши Соном. Через 30 минут переговоров с Рубином Сон вложил $80 млн в новый бизнес, получив 30% акций.
После схлопывания пузыря «доткомов» для компании Рубина настали тяжелые времена — только что образованная GSI Commerce потеряла в совокупности $155 млн. Однако бизнесмен увеличил продажи с $5,5 млн в 1999 году до $335 млн в 2004 году, когда компания перестала быть убыточной. К 2010 году, через 12 лет работы в сети, GSI была прибыльной только в течение четырех лет, достигнув восьмизначной цифры чистого дохода лишь однажды, в 2006 году.
Но цифры не беспокоили Рубина. «Бизнес работал с хорошей EBITDA и денежным потоком, а убытки были связаны с амортизацией — говорит он. — Пусть будут прокляты акционеры. Я никогда не считал, что моим делом является поддержка курса акций». Приобретение компании Rue La La в 2009 году разочаровало инвесторов, и после объявления о сделке акции упали на 12%. Рубин, не обращая внимания на акционеров, запускает в 2010 году ShopRunner и покупает в 2011 году Fanatics за $277 млн.
По мере того как продажи приближались к $1 млрд, компания, как признает сам Рубин, потеряла фокус, увлекшись потребительским бизнесом. «Если мне предстояло сделать все заново, то компания занималась бы только b2b-бизнесом», — говорит он. К счастью, поступило предложение от eBay, которая захотела купить GSI Commerce за $2,4 млрд. Рубин продал компанию, а затем выкупил недавно приобретенные Fanatics, Rue La La и ShopRunner, объединив их под зонтичным брендом Kynetic (в Rue La La и ShopRunner у eBay осталось по 30% акций).
Выручка Fanatics в этом году приближается к $1 млрд, а рентабельность по EBITDA оценивается в 15-20%. Компания управляет онлайн-магазинами NFL, NBA, MLB, NHL и Nascar, а также 60 профессиональными спортивными клубами. В июне 2012 года 10% Fanatics купили фонды Andreessen Horowitz и Insight Venture Partners, заплатив $150 млн. Выходит, что доля Рубина (90%) в Fanatics стоит $1,35 млрд.
Rue La La — компания с выручкой $400 млн, которая специализируется на распродажах одежды, предметов интерьера и туристических путевок, закончит этот год с небольшим убытком. Но Рубин не переживает. По его прогнозу, сайт с 6 млн зарегистрированных пользователей увеличит выручку на 35% в следующем году; он также ожидает большого роста мобильных продаж. Шон Милн, аналитик Janney Capital Markets, который анализировал GSI в течение десять лет, отмечает, что сайты распродаж обычно оцениваются в 1-1,5 выручки, то есть цена Rue La La составляет как минимум $500 млн.
ShopRunner является темной лошадкой в портфеле Рубина, но он настаивает, что эта компания может стать золотым дном. 500 000 подписчиков сервиса платят $79 в год за двухдневную доставку, бесплатный возврат и доступ к скидкам 65 электронных магазинов, включая такие как PetSmart, GNC и NFLshop.com. Милн утверждает, что сервисы PayRunner (позволяет клиентам совершить покупку в два клика) и Pickup Points (помогает получить выбранную вещь из любого магазина сети) своего рода защита и конкуретное преимущество розничных сетей в борьбе с Amazon. Но пока ShopRunner несет убытки в десятки миллионов долларов.
Летая между Филадельфией, Нью-Йорком, Бостоном и Флоридой, Рубин признается: «Мое хобби — это моя работа». В прошлом году он развелся и свободное время проводит со своей шестилетней дочерью Кайли. Кроме того, когда позволяет расписание, Рубин приезжает на игры баскетбольной команды Philadelphia 76ers, совладельцем которой он является.
В завершение беседы Рубин рассказывает об одном своем коллеге, которому 70 лет: «Это человек сказал мне однажды: я буду заниматься бизнесом, пока мне не стукнет по крайней мере лет сто. Я думаю точно так же. Я даже не понимаю, что значит пенсия».