«Друг Путина» миллиардер Геннадий Тимченко создает строительный мегахолдинг
Как стало известно Forbes, бизнесмен Геннадий Тимченко (№12 в списке богатейших россиян, оценка капитала — $9,1 млрд), сделавший состояние на торговле российской нефтью, создает строительную группу, которая станет одним из крупнейших игроков в отрасли. О планах объединить все свои активы, занятые в инфраструктурных проектах, Тимченко рассказал в интервью Forbes (интервью — читайте в ноябрьском номере журнала).
Прежде главным активом Тимченко был основанный им нефтетрейдер Gunvor. С начала 2000-х годов этой компании удалось стать одним из крупнейших продавцов российской нефти (по данным Reuters, до недавних пор на долю Gunvor приходилось около 40% рынка). Но с 2008 года коллекция Тимченко пополнилась целым рядом новых активов, включая акции компании «Стройтрансгаз» (около 80%), крупного строительного подрядчика «Газпрома». Правда, к моменту покупки доля «газовых контрактов» в выручке «Стройтрансгаза» не превышала 20%, а к 2010 году и вовсе упала до нуля. Теперь большую часть доходов компания зарабатывает в российской электроэнергетике и на выполнении зарубежных контрактов.
С конца 2011 года Тимченко стал скупать строительные компании. Он приобрел 25% акций группы АРКС. Эта компания занимается инфраструктурным строительством в Москве и Подмосковье; в числе ее объектов — Лефортовский тоннель на Третьем транспортном кольце столицы. В 2011 году выручка группы превысила 24 млрд рублей.
В этом году структуры Тимченко купили 25% УСК «Мост» — головной компании группы «Мост» с выручкой около 70 млрд рублей. Группа строит железнодорожные пути, автомобильные дороги, метро, мосты и тоннели; самый известный объект — мост на остров Русский во Владивостоке. «Мост» до последнего времени контролировали Владимир Костылев и Евгений Сур (подробнее о них и бизнесе читайте в расследовании Forbes «Миллиард в конце тоннеля»).
На очереди — 30% группы «Аргус» (сделка пока не закрыта), которая поставляет строительное оборудование и технику, а также участвует в строительстве трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Выручка только головной компании группы — ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» (недавно сменила название на ЗАО «Стройтрансгаз») — превышает 20 млрд рублей. У «Аргуса» есть контракты с «Газпромом»: это приобретение, по словам Тимченко, сделано для увеличения доли газового строительства в портфеле.
Следующий актив на покупку — акции «Энергостройинвест-холдинга», принадлежащего совладельцам Evraz Group Александру Абрамову и Александру Фролову. Компания строит электростанции, сети и другие энергетические объекты; выручка — более 27 млрд рублей. Представитель Тимченко сообщил, что переговоры продолжаются.
«Мне всегда нравились инфраструктурные компании, — объясняет покупки Тимченко. — Я захожу в компании, которые занимаются сегодня строительством трубопроводов, автомобильных дорог и железнодорожных путей, мостов, тоннелей. Теперь моя идея заключается в том, чтобы из этих активов создать одну из крупнейших строительных групп».
По словам бизнесмена, группа создается на базе «Стройтрансгаза», потому что это серьезный и известный, в том числе за рубежом, бренд. Изначально планировалось, что «Стройтрансгаз» получит доли Тимченко в других строительных активах в обмен на дополнительные акции. Но в итоге допэмиссия была оплачена деньгами. Миллиардер говорит, что его доли в компаниях будут консолидированы на отдельной структуре, какой — пока непонятно; «Стройтрансгаз», видимо, станет «зонтичным брендом». По словам представителя Тимченко, окончательная структура группы пока не оформлена, обсуждаются различные варианты.
Что известно точно — Тимченко не собирается ограничиваться блокирующими пакетами в строительных активах. «У нас везде есть опционы, наша доля будет больше», — говорит он.
Сотрудники нескольких строительных компаний рассказывали Forbes, что сделки Тимченко по покупке блокпакетов были безденежными. По их версии, эти активы влиятельный бизнесмен получил в обмен на гарантии обеспечить купленные компании госконтрактами. К примеру, группа АРКС за последний год выиграла три крупных дорожных подряда в Москве на сумму более 37 млрд рублей. Тимченко отрицает подобные договоренности: «Все сделки были рыночными. За все активы деньги уплачены или сразу, или в рассрочку».
По расчетам Forbes, совокупная выручка компаний группы (с учетом «Энергостройинвест-холдинга») составляет около 200 млрд рублей. Это будет третий по размеру игрок в строительной отрасли после «Стройгазконсалтинга» Зияда Манасира (333 млрд рублей) и «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга (245 млрд рублей). Кроме того, холдинг Тимченко — один из крупнейших государственных подрядчиков. По оценке Forbes, за четыре последних года строительные компании миллиардера получили контракты на сумму более 230 млрд рублей (у Ротенберга и здесь преимущество — 889 млрд рублей).
Тимченко неоднократно обвиняли в том, что быстрый рост его бизнеса в 2000-х обусловлен давним знакомством с президентом Владимиром Путиным. Миллиардер называет такие обвинения враньем и не собирается отказываться от государственных контрактов. «Вы хотите, чтобы мы не участвовали в конкурсах, потому что это государственные деньги? Почему-то у прессы и критиков возникает сомнение, что мы честно отработаем. — говорит Тимченко. — И кто тогда будет строить? У нас профессиональные компании, они работают эффективно и для государства, и для акционеров».