Судья Элизабет Глостер развеяла интригу уже в начале заседания, заявив, что отклоняет претензии Бориса Березовского против Романа Абрамовича «в полном объеме». В зале зашептались. Глостер сказала, что находит Березовского «не производящим впечатления и по существу ненадежным свидетелем, считающим истину гибкой и изменчивой концепцией, которая может быть сформирована с учетом его текущих целей».
«У меня сложилось впечатление, что он не обязательно был умышленно нечестен, — добавила она, — но сам вводил себя в заблуждение, веря в свою версию событий».
Как иллюстрацию этой мысли судья особо отметила, например, крупные претензии Березовского к Абрамовичу, касающиеся «Русала», которые были «изменены с течением времени» и связаны с устным договором, заключенным на встрече с участием Абрамовича и Олега Дерипаски в отеле Dorchester в Лондоне в период между 1998-1999 годами. Судья назвала эти устные договоренности «спорными», указав на нехватку доказательств практически по каждому пункту предполагаемого соглашения. «Не существует записей, нет меморандума или других документов, подтверждающих существование этих соглашений или описывающих их условия», — заявила она, добавив, что бремя доказывания лежит на Березовском, если он хочет обосновать свои претензии.
Подводя итог, судья заявила, что Березовский мог считать себя имеющим право на «часть сделки по «Сибнефти» или что Абрамович ему «должен». «Таким, в очень широком смысле, был характер сделки с господином Абрамовичем и природа многих платежей за так называемую защиту, — добавила она. — Но все это не переходит в сложное запутанное соглашение, на существовании которого настаивал господин Березовский».
Березовский, одетый в серый костюм и белую рубашку без галстука, выслушивал приговор, подперев голову руками. По видеотрансляции картинка передавалась в соседнее помещение, где за процессом следили десятки представителей прессы. Лицо Березовского не выражало почти никаких эмоций, иногда он тихо советовался о чем-то со своим адвокатом.
Абрамович на оглашение решения суда не пришел. Он сейчас находится в Монте-Карло, где в пятницу вечером состоится футбольный матч его футбольного клуба «Челси».
Выйдя из здания суда, Березовский сказал, что он был «совершенно поражен» в суде. «Я совершенно удивлен, особенно тем, что леди Глостер взяла на себя ответственность за переписывание истории России», — заявил Березовский. Он также добавил, что не жалеет о том, что обратился в суд, и рассмотрит возможность подачи апелляции.
Абрамович в официальном заявлении сообщил, что он «рад и благодарен за исход сегодняшнего дня». Он добавил, что дело было однозначно российским по юрисдикции и его должны были рассматривать в российской судебной системе, но при этом он «верил в справедливость английской правовой системы».
Судебная тяжба двух олигархов и бывших деловых партнеров продолжалась 5 лет. Свой иск к Абрамовичу Березовский подал еще в 2007 году. Чтобы добиться рассмотрения дела, опальному олигарху пришлось лично вручить Абрамовичу повестку в суд в одном из лондонских бутиков.
Березовский добивался выплаты $5,5 млрд в качестве компенсации за понесенные им потери при продаже своих долей в ОРТ, «Сибнефти» и «Русале» в начале 2000-х годов. Бежавший в Лондон бизнесмен настаивал на том, что был вынужден продать эти активы по заниженной цене. В противном случае Абрамович якобы грозил добиться их «экспроприации» при поддержке президента Владимира Путина. Иная версия была у Абрамовича. Он настаивал на том, что Березовский никогда не владел акциями проданных компаний, а лишь оказывал бизнесу политическую протекцию. В общей сложности Березовскому, по версии Абрамовича, за эти услуги было выплачено более $2,5 млрд.
В пятницу судья Элизабет Глостер объявила лишь резолютивную часть вердикта. Мотивировка решения станет известна во второй половине сентября.