Вечером в среду «Роснефть» опубликовала отчетность по МСФО за II квартал 2012 года. Результаты оказались значительно ниже прогнозов аналитиков
По сравнению с I кварталом цена Urals упала на 9%, а выручка «Роснефти» за тот же период снизилась только на 4% (до 718 млрд рублей): частично падение цен было компенсировано ростом объемов продаж. Но вот EBITDA рухнула сразу на 46% (до 89 млрд рублей). Операционная прибыль уменьшилась на 67,6% (до 36 млрд рублей), рентабельность по этому показателю снизилась с почти 15% до 5%. И наконец, впервые с кризисного 2008 года «Роснефть» вместо прибыли получила квартальный убыток (8 млрд рублей). Для сравнения: аналитики, опрошенные «Интерфаксом», ждали, что EBITDA госкомпании будет на уровне 111,2 млрд рублей, а ее чистая прибыль составит 27,6 млрд.
Причин провала, как следует из объяснений самой «Роснефти», сразу несколько. Больнее всего по компании ударила отмена налоговых льгот для восточно-сибирской нефти. До недавних пор льготы распространялись на Ванкорское месторождение, крупнейший из новых проектов «Роснефти». Но в начале августа накопленная добыча на нем превысила 25 млн т, после чего нулевая ставка НДПИ для Ванкора была заменена на стандартную (льгот по экспортной пошлине Ванкор лишился еще в 2011 году). Отрицательный эффект в целом за полугодие составил 96 млрд рублей, раскрыла «Роснефть». Убытки компании составили $6 на баррель общей добычи, что во II квартале дало потери около $1,5 млрд, оценивает аналитик «Номос-Банка» Денис Борисов.
Другие причины убытка: потери на курсовых разницах из-за обесценения рубля (39 млрд рублей), индексация базовой ставки НДПИ, рост тарифов на транспортировку и так называемые ножницы Кудрина при расчете экспортной пошлины. Дело в том, что ставка пошлины рассчитывается исходя из цены предыдущего месяца, а в июне нефть стала резко дешеветь. В итоге свои потери только от этого временного лага по пошлинам «Роснефть» во II квартале оценила в 37 млрд рублей.
Показатели по добыче «квартал к кварталу» тоже неутешительны: по нефти рост составил всего 0,2%, а производство газа упало на 8%. Последнее «Роснефть» объясняет сезонными факторами спроса и ремонтными работами на одном из предприятий. Правда, результаты за полугодие выглядят лучше: суточная добыча нефти выросла на 2%, газа — на 7,3% (к I полугодию 2012 года).
Наконец, чистый долг «Роснефти» вырос за апрель — июнь на 24,9%, до 658 млрд рублей. Сама госкомпания объясняет рост тратами на инвестпрограмму, выкуп собственных акций и обесценением рубля. Соотношение чистого долга к EBITDA также выросло, но все еще остается на комфортном уровне (1,19 на июнь 2012 года).
Едва ли не самый большой позитив в отчетности — рост свободного денежного потока «Роснефти» (до 25 млрд рублей против минус 46 млрд рублей в I квартале). По словам Борисова, это стало возможным за счет эффективной работы с оборотным капиталом, он снизился за квартал примерно на $2 млрд.
В то же время расходы «Роснефти» на добычу остались неизменными, а расходы на переработку сильно выросли. Сама компания объясняет это тем, что «Роснефть» частично реализовала внутригрупповые запасы нефтепродуктов, кроме того, были увеличены средства на закупку материалов для немецкой компании «РурОйл», также из-за ремонтных работ часть НПЗ работали менее эффективно. Как бы то ни было, такой рост затрат стал главной неожиданностью в отчетности, считает Борисов.
В целом по году совершенно очевидно, что «Роснефть» не превзойдет по показателям рекордный для себя 2011 год прежде всего из-за эффекта высокой базы и из-за того, что тот же Ванкор лишился льгот не только по пошлине, но и по НДПИ. Если другие компании за счет ослабления курса рубля еще смогут нормализовать ситуацию с операционными доходами в третьем квартале, то «Роснефть» однозначно теряет EBITDA и чистую прибыль, говорит Борисов.