Мечты не сбываются: в чем проблема самого совершенного самолета Boeing
Федеральное агентство гражданской авиации США (FAA) в среду объявило о временном прекращении экплуатации самолетов Boeing 787 Dreamliner на территории страны. Настолько радикальных шагов американский регулятор не предпринимал на протяжении почти 40 лет. Но ситуация вокруг последней модели лайнера за последние недели достигла критической отметки: серия инцидентов на борту самолетов накануне закончилась аварийной посадкой Dreamliner в Японии и экстренной эвакуацией 137 человек. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, но репутация Dreamliner поставлена под угрозу.
Когда вернется в небо?
В США самолеты не поднимутся в воздух, пока Boeing и компании-заказчики не представят властям «план действий по устранению проблем». Такую же ноту выпустили аналоги FAA в Японии, Чили, Польше и Индии, то есть почти во всех странах, где модель 787 уже эксплуатируется.
vrezka
Когда Dreamliner вновь получит «зеленый свет», теперь неясно. К примеру, источники газеты The Wall Street Journal, близкие к авиавластям США, убеждены, что полеты возобновятся в ближайшие дни, максимум — в начале будущей недели. А вот аналитик Hudson Crossing Генри Хартевельдт в беседе с Bloomberg выразил уверенность в том, что технические коррективы потребуют много времени и ресурсов.
Гендиректор Boeing Джим Макнирни уже принес извинения пассажирам и выступил с ободряющим заявлением. По его словам, компания «полностью поддерживает FAA и постарается ответить на возникшие вопросы как можно скорее». Специалисты Boeing сегодня работают в круглосуточном режиме и контактируют со всеми регуляторами, «приземлившими» Dreamliner. Производитель по-прежнему убежден, что самолет «абсолютно безопасен».
Последнее утверждение диссонирует с обошедшими весь мир кадрами эвакуации людей с самолета японской авиакомпании All Nippon Airways (ANA) в аэропорту Такамацу. Во время полета в кабине пилотов возник запах гари и сработали датчики безопасности, которые зафиксировали перегрев аккумуляторов. Дыма летчики при этом не увидели. По предварительной информации, компьютерная система на борту сообщала о проблеме еще во время подготовки к взлету, но экипаж не обратил внимания на сигнал.
Кого коcнутся проблемы
Вчерашний эпизод в Такамацу — далеко не первый инцидент с лайнером за последние недели. В других ситуациях на Dreamliner происходили утечки масла и топлива, возгорания батарей и неполадки в тормозной системе.
Неполадки в самолете — чувствительный удар по репутации одного из ведущих мировых авиапроизводителей, и Boeing придется немало постараться, чтобы восстановить доверие общественности. На торгах в Нью-Йорке в среду акции компании просели на 3,4%, до $74,34 за штуку. И это не предел падения котировок Boeing, уверены аналитики.
В США на сегодня эксплуатируются всего 6 самолетов Dreamliner, все они принадлежат авиакомпании United Airlines. Перевозчик уже выразил готовность оперативно заменить выбывшие борты другими самолетами. Сложнее придется японским ANA и Japan Airlines — компании уже эксплуатируют 17 и 7 моделей 787 соответственно. Еще 6 самолетов «посадила» индийская Air India, 3 — чилийская Lan Airlines, 2 — польская LOT Polish Airlines. Таким образом, в строю остались менее 10 Dreamliner — 5 лайнеров катарской Qatar Airways и 4 — эфиопской Ethiopian Airlines. Российские «Аэрофлот» и «Трансаэро», имеющие твердые заказы на поставку 22 и 4 самолетов соответственно, сообщили, что внимательно следят за ситуацией с проблемной новинкой Boeing.
Высокий спрос на лайнер обеспечивался уникальными летными характеристиками. Благодаря использованию легких композитных материалов в корпусе и самых современных двигателей, Dreamliner позиционировался производителем как новая эра в индустрии пассажирских перевозок на большие расстояния. Настоящая экономическая эффективность модели 787 будет достигнута, если компания убедит регуляторов в том, что самолет может выбирать для себя маршруты в 330 минутах лета от ближайшего аэропорта. Пока сертифицированное время для Dreamliner составляет 180 минут, и в текущих обстоятельствах идею с пролонгацией этого срока Boeing придется отложить.
Boeing также предстоит убедить власти в том, что новые уникальные литиево-ионные батареи, использованные в конструкции Dreamliner, не несут рисков для безопасности. Производитель уже затеял масштабную внутреннюю операционную проверку, направленную на стресс-тестирование аккумуляторов.
Риски перегрева двух батарейных отсеков Boeing 787 с самого начала рассматривались как одна из очевидных сложностей в конструкции самолета. Теперь гипотетическая проблема превратилась в настоящую головную боль для Boeing. Пусть от технического дефекта пока никто не пострадал, но предпосылки выглядят более чем серьезно: 7 января на борту Dreamliner японской Japan Airlines в аэропорту Бостона случился пожар — горел вспомогательный аккумулятор. Особенно регуляторов тревожит, что все последние ЧП не были предотвращены встроенной в «начинку» модели 787 системы безопасности, которая «на бумаге» подобные инциденты должна легко пресекать.
Как устранить проблему?
Самолет снабжен двумя литиево-ионными батареями весом по 28 кг и размером по полметра каждая. Один из акуммуляторов, условно «главный», расположен в отсеке электропитания под кабиной пилотов — именно эта батерея перегрелась в самолете ANA. Она отвечает за работу приборной панели в кабине и поддерживает ключевые системы контроля и безопасности на борту. Второй аккумулятор находится в таком же отсеке на уровне крыльев — его возгорание случилось в Бостоне на прошлой неделе. Он обеспечивает питание вспомогательной хвостовой системы, которая снабжает лайнер энергией во время приземления.
Батареи — итог международной кооперации Boeing с партнерами-поставщиками комплектующих. Производит батареи японская GS Yuasa в сотрудничестве с французской Thales. Не исключено, что новация обернется для Boeing провалом, если регуляторы придут к выводу о необходимости внесения технических изменений в устройство аккумуляторов. Такое требование может привести к срыву производственных планов американской компании по удвоению выпуска Dreamliner к концу 2013 года до 10 машин в месяц. Пока Boeing поставил заказчикам 50 моделей, а портфель заказов составляет еще 800 самолетов.
Замена батарей — задача чрезвычайно сложная. Вся техническая архитектура Dreamliner базируется на качествах литиево-ионных аккумуляторов. Любые другие батареи повлекут за собой изменение модификации всей «начинки» — от компьютерного оборудования до «софта» в системах контроля и безопасности.
Dreamliner прошел сертификацию FAA еще в 2007 году. Мощные батареи машины, питающие ключевые бортовые системы, тогда проверялись на предмет возникновения экстренной ситуации. Эксперты пришли к выводу, что высокие температуры не повредят аккумуляторы и ни пожара, ни задымления не произойдет. В случае непредвиденных обстоятельств автоматическая система должна отключать батареи от электропитания самолета и переводить лайнер на резервный источник энергии.
«Литиево-ионные батареи были правильным выбором для той машины, что мы строили. Это не значит, что они были единственно возможным выбором, но правильным — точно», — убеждал журналистов на прошлой неделе главный инженер Boeing Майк Синнетт. По его словам, речь идет о батареях, в полтора-два раза превышающих по объему автомобильные. Их мощность составляет 1,45 мВт, этого хватило бы на обеспечение электропитания 400 домов. Хватит ли для одного самолета — покажет время.
«Не стоит недооценивать сложность Dreamliner. Это совершенно не то же самое, что сдать свой ноутбук в ремонт и позвонить за исправленным устройством на следующий день. Простого решения у проблемы Boeing нет», — резюмирует Хартевельдт.