Издательский дом Sanoma Independent Media в четверг официально подтвердил информацию об уходе Елены Мясниковой с поста гендиректора. В ближайшее время ИД также покинет его основатель, председатель наблюдательного совета компании Дерк Сауэр. В интервью Forbes Мясникова объяснила причины кадровых перестановок в руководстве издательского дома.
— Могли бы вы подробнее рассказать о причинах своего ухода с поста гендиректора Sanoma Independent Media? Связано ли это с реструктуризацией издательского дома?
— Аудит компании никоим образом не связан с моим решением. Эта процедура время от времени проводится во всех странах присутствия Sanoma.
— Как раз накануне был выпущен пресс-релиз об изменениях в структуре финского подразделения (снижение затрат и сокращение штата в журнальном сегменте).
— Да, и похожие изменения происходят во многих других крупных международных издательских домах. Суть сводится к тому, что отстраивается более жесткая вертикаль власти, более централизованное принятие решений верхушкой международного ИД, продолжается процесс поиска скрытых резервов для дополнительной экономии.
Решение об уходе далось мне нелегко, и я прекрасно понимаю необходимость и целесообразность всех реструктуризационных процедур, это, наверное, совершенно правильный процесс. В любом случае, нравится мне это или нет, я не в той позиции, чтобы давать оценки решениям акционеров и руководства.
Просто так получилось, что полномочия гендиректора «на месте», будь то Россия или любая другая страна, оказались сильно сужены. Многие ключевые решения теперь принимаются централизованно наверху, инвестиции, которыми может лично распоряжаться гендиректор, срезаны, а кадровые решения, наем новых сотрудников на работу должны быть согласованы.
То есть я отчасти почувствовала себя в роли министра без портфеля: называясь гендиректором, фактически выполняю чужие распоряжения. По складу моего характера — а я в прошлом была главным редактором — творческая часть работы очень важна. В сложившихся же условиях эта креативная функция фактически свелась к полному минимуму. 90% моей деятельности в последнее время состояло в составлении графиков, отчетов, бумажной работе с бухгалтерией и юридическим отделом.
Поэтому в какой-то момент я просто поняла, что мне это не нравится. То, что я люблю, мне делать не удается, а то, что я должна делать, мне делать не интересно.
— Может ли реструктуризация коснуться российских активов Sanoma? Как оцениваете финансовое положение Sanoma Independent Media?
— Финансовая устойчивость издательского дома фантастическая. Думаю, что это и по абсолютным величинам чистой прибыли, и по маржинальности наверняка одна из лучших, если не лучшая, издательская компания как внутри Sanoma, так и внутри России. Это очень высокоприбыльный бизнес, так что финансовый аспект не вызывает абсолютно никаких тревог.
Я не исключаю, что по итогам аудита могут быть приняты какие-то решения по поводу пары не очень прибыльных или убыточных проектов. Но меня это не смущает: если бы оставалась гендиректором, я бы точно так же приняла решение об их закрытии, так что противоречий здесь нет. Если это и коснется портфеля активов Independent Media, то речь будет идти максимум о мелких «дочках» крупных изданий.
— Верна ли информация, что вслед за вами пост председателя наблюдательного совета издательского дома покинет Дерк Сауэр?
— Этот вопрос вам будет корректно задать самому Дерку (Дерк Сауэр подтвердил информацию об уходе «по тем же причинам», что и Елена Мясникова. — Forbes).
— Известно ли уже имя вашего преемника в издательском доме?
— Пока имя не известно, потому что об уходе я объявила только вчера. Готового преемника сейчас, конечно, нет, кандидатуру ищут, как и сообщила Sanoma в пресс-релизе.
— Каковы ваши карьерные планы на ближайшее время?
— Конкретных планов нет. Мне казалось некорректным искать работу без оформления увольнения в Sanoma Independent Media. В издательском доме я продолжу работать до 17 октября. Могу сформулировать скорее свои мечты: не быть больше гендиректором нигде и никогда, не иметь дело с отчетностью и бумагами, работать три, максимум четыре дня в неделю, сидеть независимым директором или членом совета директоров в крупной медийной компании. К этому можно добавить постоянную работу в статусе консультанта, а также преподавательскую деятельность. Такое будущее я себе нарисовала за те два месяца, что думала над решением об уходе. Осталось только, чтобы Бог не посмеялся над моими планами.
Читайте также колонку главного редактора Forbes Елизаветы Осетинской «Главная ошибка владельцев СМИ» — о чем забывают акционеры, затевая реструктуризацию в медиа
Справка:
Издательский дом Independent Media был основан группой инвесторов во главе с Дерком Сауэром в 1992 году. В 2005 году компания была приобретена финской медиагруппой Sanoma за €142 млн. В 2007 году Елена Мясникова, в прошлом занимавшая пост главного редактора журнала Cosmopolitan, возглавила ИД, а Дерк Сауэр перешел на новую должность — председателя наблюдательного совета.
В структуру холдинга сегодня входят более 50 изданий и проектов, совокупная читательская аудитория составляет около 12 млн человек по всей России, доля на глянцевом рекламном рынке превышает 25%. По оценкам «Видео Интернешнл», ИД в 2011 году лидировал в сегменте печатной прессы по объему рекламной выручки — 4,083 млрд рублей. Среди изданий, которые выпускает компания, — журналы Cosmopolitan, Harpers Bazaar (совместно с американской Hearst Corp.), Grazia (вместе с итальянской Mondadori), Men's Health, Esquire, Yes!, National Geographic, The Moscow Times, «Домашний очаг» и газета «Ведомости» (через «Бизнес Ньюс Медиа» вместе с News Corp. и британской компанией Pearson).