Прибалтика выключает свет: разрыв «Энергокольца» обойдется России в 50 млрд рублей
Россия готовится к концу энергетического сотрудничества со странами Прибалтики. После присоединения Крыма к РФ Литва, Латвия и Эстония могут поторопиться с выходом из «Энергокольца», созданного на базе линий электропередач больше 10 лет назад, опасаются власти РФ. Для предотвращения рисков Федеральной сетевой компании (ФСК) понадобится 50 млрд рублей на строительство новых ЛЭП, эти деньги Минэнерго хочет взять в Фонде национального благосостояния (ФНБ) и в «Роснефтегазе».
«Энергокольцо» или «Электрическое кольцо БРЭЛЛ» — по первым буквам названий Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы - сложилось в 2001 году. Страны договорились, что их энергосистемы будут работать в синхронном режиме, то есть на единой частоте тока 50 Гц, смогут обмениваться электроэнергией и поддерживать друг друга резервами в случае аварийных ситуаций. Линии электропередач были связаны в условное кольцо, с тех пор энергия свободно курсирует между энергосистемами пяти государств.
Теперь Россия готовится к выходу прибалтийских республик из этого режима, рассказал Forbes министр энергетики Александр Новак. «В связи с возможным выходом из синхронной работы стран Латвии, Литвы и Эстонии мы предлагаем предусмотреть возможность выделения денег за счет средств «Роснефтегаза» на проекты усиления [энергосетевых] связей Cеверо-Запада нашей страны с Центральной частью», — сказал он.
На эти цели понадобится 50 млрд рублей. По словам министра, 40% от этой суммы планируется взять из ФНБ.
В энергетике Прибалтика давно грозится порвать с Россией и уйти в Европу (это предусматривает, в частности, третий энергопакет). Но до вхождения Крыма в состав России аргументы за сохранение синхронной энергосистемы перевешивали доводы против, рассказал источник, близкий к переговорам.
«Для Латвии, Литвы и Эстонии это дополнительные расходы, и, зачем они нужны, не очень понятно. Скорее, из политических соображений: «Назло маме уши отморожу», — рассуждает собеседник Forbes.
В Белом доме всегда было ощущение, что власти государств Прибалтики блефуют, рассказал Forbes источник, близкий к правительству. Энергонезависимость — удовольствие не из дешевых: «Мы не сильно верили в их намерения, считали, что это блеф… Может, и блеф, но они конкретные шаги делали, инфраструктуру начали строить, а мы-то нет».
Еще в 2006 году в Литве родился проект строительства в складчину Висагинской АЭС, в котором должны были участвовать еще Эстония, Латвия и Польша. В потенциальные инвесторы были записаны европейские энергетические гиганты, среди которых EDF, Enel и RWE. Планировалось, что станция начнет выработку электроэнергии в 2018-2020 годах. Россия в качестве инвестора не рассматривалась, но и Евросоюз не был твердо готов тратить деньги на прибалтов, говорит источник, близкий к Секретариату БРЭЛЛ.
Однако уже в прошлом году Москва начала волноваться. «Какое-то время назад мы поняли, что дальше нам бравировать спокойствием не удастся», — признается источник, близкий к правительству. России «Энергокольцо» тоже очень нужно.
Самый очевидный эффект от сотрудничества с Прибалтикой и Белоруссией — снабжение электричеством Калининградской области. Линии электропередач, по которым в анклав идет энергия, проходят через Литву.
Это означает уязвимость российской территории в случае, если Литва перестает работать в синхронном режиме с Россией, объясняет эксперт в области энергетики Агентства стратегических инициатив, председатель правления НП Территориальных сетевых организаций Александр Хуруджи.
Калининградская область окажется изолированной, а значит, зависимой от доброй воли соседей, которые могут, например, присоединиться к санкциям против России и перекрыть транзит, говорит эксперт.
Есть много и других минусов в отделении энергосистем Прибалтики от России. Под ударом оказывается Северо-Запад страны, а следом и центральные территории.
Между ними останутся только две линии электропередачи (750 кВ и 330 кВ), которые периодически нужно выводить на ремонт. «До 40% пропускной способности между энергосистемами Центра и Северо-Запада Российской Федерации обеспечивается сетями прибалтийских стран», — сообщается на сайте Минэнерго.
В презентации Федеральной сетевой компании (ФСК) на эту тему (есть в распоряжении Forbes) отмечается, что из-за разрыва «Энергокольца» снизятся стратегические позиции ТЭК страны в европейском регионе, сократится экспорт электроэнергии (в Литву в прошлом году было экспортировано около 3,5 млрд Квт/ч), а значит, уменьшится выработка энергии на российских станциях.
После поручений президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева, сделанных летом прошлого года, Федеральная сетевая компания заказала проект строительства линий электропередач, замещающих Кольцо БРЭЛЛ, рассказал собеседник, близкий к ФСК. «Еще до присоединения Крыма к России», — уточнил он. Было сделано «технико-экономическое обоснование строительства высоковольтных линий 750 кВ Ленинградская – Белозерская», предполагающее компенсацию отделения энергосистем стран Балтии от Единой энергетической системы России, следует из презентации ФСК. Старт проекта намечен на 2014 год, окончание — на 2016-й.
«Евросоюз говорит: «Мы за энергопакет и за энергонезависимость», — рассуждает Александр Хуруджи. — Ну, раз такая песня пошла, и мы за энергонезависимость». Особенно Стремление к независимости усилилось после того, как Крым был присоединен к России, а Евросоюз с США начали вводить санкции против страны, признается источник, близкий к переговорам.
Общая стоимость двухлетнего проекта по строительству и реконструкции сетей в Ленинградской, Псковской, Смоленской и Вологодской областях равна 50 млрд рублей, и собственных средств ФСК для этого недостаточно.
Первоначально предполагалось, что 40% этой суммы будет выделено из ФНБ на срок 35 лет на возвратной основе при стоимости не выше уровня инфляции, следует из презентации ФСК. Остальные деньги ФСК должна была предоставить самостоятельно. В 2014 году возникло предложение привлечь деньги на реализацию этого проекта у «Роснефтегаза», сказал Александр Новак.
Взять деньги в «Роснефтегазе» ФСК может двумя способами — либо в долг, либо в капитал, разместив допэмиссию, рассуждает аналитик «ВТБ-Капитала» Михаил Расстригин. Долговая нагрузка компании и так высокая, поэтому наиболее вероятный вариант — допэмиссия, в этом случае «Роснефтегаз» получит 5% ФСК.
«Технологически, если бы поведение всех стран было предсказуемо, нести такие затраты необходимости нет, — рассуждает Александр Хуруджи. — Но с учетом санкций подвергать риску людей в анклаве нельзя. Получается, мы достаточно богатая страна, чтобы подстраховать жителей. Можно считать, что принимаемые меры — переплата за безопасность».
Представитель «Россетей» (головная компания ФСК) отказался от комментариев, его коллеги из «Роснефтегаза», а также правительств Эстонии, Латвии и Литвы на вопросы Forbes не ответили. Представитель «Системного оператора», выполняющего функции секретариата Комитета энергосистем БРЭЛЛ сказал, что формально вопрос выхода стран Прибалтики из синхронной работы с энергосистемой России не заявлялся.
Представитель министерства экономики и коммуникаций Эстонии Расмус Рууда (Rasmus Ruuda) подтвердил Forbes, что страна намерена выйти из «Энергокольца»: «Десинхронизация энергетических систем стран Балтии и России, присоединение к рынку и синхронной зоне Центральной Европы, а также ликвидация энергетических «островов» внутри Евросоюза являются приоритетом для правительства Эстонии и Евросоюза».
Десинхронизация энергосистем России и прибалтийских республик возможна, но окончательных решений по этому вопросу пока не принято, сообщили Forbes в компании-операторе Elering. Согласно исследованиям, проведенным организацией совместно со шведской консалтинговой компанией Gothia Power в 2013 году, синхронизация с энергосистемами континентальной Европы для Литвы, Латвии и Эстонии возможна лишь в 2020-х годах.
В Elering заверили, что решение о выходе из «Энергокольца» не связано с присоединением к России Крыма и санкциями Запада против российских чиновников. «План... был разработан еще несколько лет назад (первые статьи в эстонской прессе появились еще в 2007 году). Дискуссии о десинхронизации велись на разных уровнях, вплоть до правительственного. Более того, в июне 2012 года парламент Литвы принял решение присоединить Литву к синхронизированной электросистеме континентальной Европы к 2020 году», — отметил представитель оператора.