На границе с Сирией: ММК приостановила переговоры о продаже турецкого завода
Магнитогорский металлургический комбинат Виктора Рашникова нашел двух потенциальных покупателей на турецкий завод Metalurji в городе Искендеруне. Но переговоры пока приостановлены, заявил Forbes заместитель гендиректора по финансам и экономике компании Сергей Сулимов. «Я думаю, что мы вернемся к переговорам, когда политическая ситуация в ту или иную сторону стабилизируется и будет прогнозируема. Потенциальные покупатели нашего актива рассматривают вариант привлечения долга. Они для себя хотят понимать, могут ли привлечь этот долг», — говорит Сулимов.
В Турции сейчас формируется новое правительство, и этот процесс может занять некоторое время. Как отмечает Сулимов, это сказывается на бизнесе в стране, многие крупные сделки поставлены на паузу. В четверг, например, представители «Газпрома» не исключили, что по этой же причине планы по «Турецкому потоку» могут сдвинуться на год.
К тому же завод Metalurji расположен недалеко от границы с Сирией. Мир на Ближнем Востоке помог бы продать завод. В ММК считают, что регион ждет большая стройка, и это приведет к резкому росту потребления металла. «Завод находится в очень удачном месте. Война откладывает тот спрос, который мы могли бы получить. Зато когда мир восстановится и отложенный спрос резко придет, то мы думаем, что цена завода вырастет», — говорит Сулимов. Заявленная мощность завода составляет 2,3 млн тонн плоского металлопроката в год. К тому же ММК владеет и одним из крупнейших частных портов в Турции, который расположен около завода.
ММК начал строить завод в Турции в 2008 году совместно с турецкой компанией Atakas Group. В 2011 году завод был запущен, а в 2012 году ММК выкупил долю партнера (50% минус 1 акция) за $485 млн. В августе 2015 года стало известно, что ММК получил несколько предложений о продаже завода, но все они были ниже $1 млрд. По словам Сулимова, целевая цена — $2 млрд, но, учитывая все обстоятельства, компания готова обсуждать сумму: «Можно учитывать некий износ. Он незначительный, но все же есть. Разумное снижение от цифры 2 возможно, но это точно не цифра ниже миллиарда», — считает Сулимов.
Впрочем, не все согласны с такой оценкой. «Исходя из финансовых показателей завода, его можно оценить примерно в $200 млн. Но это лишь оценка в текущих реалиях. Если кто-то готов заплатить $1 млрд и больше из других предпосылок, то он столько и будет стоить», — рассуждает аналитик UBS Николай Сосновский. Выручка ММК Metalurji во втором квартале 2015 года составила около $152 млн, а EBITDA — около $14 млн.
Претендентов на турецкий завод в ММК не называют. Сосновский полагает, что ими вполне могут быть местные инвесторы — в Турции есть несколько игроков, способных купить этот актив. «У глобальных игроков есть возможность купить более интересные активы и за меньшие деньги за пределами Турции», — говорит аналитик. По его словам, претендентов на покупку активов сейчас немного: рынок металла падает, и желающих вкладывать такие деньги в отдаленную перспективу — единицы. И предпосылок к миру в Сирии пока нет.
Представители ММК однажды уже оттягивали продажу зарубежного актива, желая заработать больше. В начале 2014 года «Магнитка» решила продать 5,37% в австралийской Fortescue Metal Group (FMG). Как объясняет Сулимов, на тот момент соотношение долга к EBITDA у ММК было около 3, и сделка помогла бы резко снизить этот показатель. На тот момент пакет оценивался примерно в $800 млн. «Мы хотели дождаться конца 2014 года, потому что все предыдущие пять лет перед китайским новым годом всегда был скачок на 3-5% на руду, потому что в этот момент формируются запасы на складах. Мы могли выиграть еще около $40 млн», — объясняет задержку Сулимов.
Аналитики тогда прогнозировали, что высокие цены на руду продержатся еще год. «Такой прогноз давали 15 из 16 инвестбанков», — вспоминает Сулимов. Однако сбылся пессимистичный прогноз аналитиков Goldman Sachs — цены на руду резко упали, и пакет ММК подешевел в разы. Оценка упала почти на $600 млн от первоначальной, сейчас пакет стоит около $200 млн. «Продавать смысла нет», — констатирует Сулимов. По его словам, отношение долга к EBITDA у ММК сейчас в районе 0,8, так что можно дожидаться более удачного момента. По крайней мере, в случае с Австралией: «Мы понимаем, что рынок будет со временем консолидироваться. Мы слышали, что есть интерес у китайцев», — отмечает Сулимов.