К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Русское стрелковое оружие — это 15% американского рынка»

Фото REUTERS
Фото REUTERS
Как устроен международный оружейный бизнес, что для российских оборонщиков значат санкции Запада и за что русское оружие любят американцы?

Под новые санкции ЕС попали десять компаний российского оборонного комплекса: НПО «Алмаз-Антей», «Базальт» и «Высокоточные комплексы», концерны «Сириус» и «Технологии машиностроения», компании «Химкомпозит» и «Станкопром», а  также производители стрелкового оружия — Тульский оружейный завод и концерн «Калашников». С этими предприятиями запрещено торговать, передавать или экспортировать напрямую или косвенно продукцию двойного назначения. О международном оружейном бизнесе, санкциях и их последствиях для оборонной промышленности Forbes поговорил с предпринимателем Михаилом Юдельсоном, который занимается оптовыми поставками стрелкового оружия, в том числе и российского производства.

Михаил Юдельсон— Ваш бизнес сильно пострадает от запретов ЕС и США?

— Под санкции попадают новые контракты, которые только будут заключены. У нас контракты были подписаны в 2013 году и истекают в 2015-м.

 

— Кто основные покупатели российского оружия?

— Мы продаем и в европейских странах, и в США. Американский рынок, конечно, гораздо больше. Оружие сертифицируется как спортивно-охотничье, для этого автоматы еще на заводе лишают возможности стрельбы очередями — только одиночными. А вот, например, с самозарядным карабином Семенова вообще ничего делать не надо — он и так одиночными только может стрелять. Это в России это оружие относится к боевому, поскольку стояло на вооружении в армии, мы же продаем как спортивно-охотничье.

 

Русское оружие в мире очень популярно, несмотря на все современные разработки западного производства. Это бренд, в первую очередь.

Не каждый ребенок знает винтовку М-4, но каждый знает «калашников».

— Как скажутся на продажах русского оружия в США санкции на его производителей?

 

— В США всегда выстраивается очередь за тем, что хотят или собираются запретить. Американцы не любят, когда их ущемляют в правах. Как бы я лично не относился к президенту [Бараку] Обаме, но он самый лучший президент для оружейного бизнеса в США. Обама все время грозит запретами, но до самих запретов дело не доходит. Вот, например, после расстрела детей в американской школе два года назад он потребовал запрета на продажи штурмового оружия, так все побежали в магазины быстрее это оружие покупать. В американском магазине нашей компанией за десять дней было получено 30 000 онлайн-заказов, до этого его недельные продажи не превышали 60 штук. Скупали как раз «штурмовые винтовки» М-4, на которые мы подняли цены с $700 до $1500.

Я как раз однажды в тот период зашел в оружейный магазин и увидел такую картинку: заходит покупатель и выбирает М-4. «А какое у вас оружие уже есть?» — спрашиваю. Оказывается, он за этим пришел впервые. Зачем? Не люблю, говорит, когда правительство мне что-то запрещает.

— Много в США русского оружия?

— Много. В целом на 300 млн жителей приходится около 400 млн единиц оружия. Примерно 15% от этого  оружие российского производства. Понятно, кто-то имеет по два-три ствола, у кого-то целые коллекции. Русское обязательно покупают из серии «чтобы было, чисто для приличия».  К тому же оно практичное и стоит дешево. Например, винтовку Мосина можно купить за $100, немецкий аналог будет стоить в 5-6 раз дороже.  Дешевле только китайское, оно уже вполне адекватно по качеству, но доверия у покупателей к нему нет, поэтому мы им и не торгуем.

— Под санкции попала компания «Станкоимпорт», которая занимается поставками современного оборудования, в том числе и для ВПК.  Вы бывали на русских заводах, в каком они состоянии, насколько необходимы им сейчас оборудование, западные технологии, насколько серьезен для них запрет их ввоза?

 

— Я не могу комментировать оснащенность предприятий российского ВПК. Скажу лишь, что на сегодня самое современное и высокотехнологичное производство в России есть у компании «Промтехнологии», производящей стрелковое оружие. Но оно под запреты вряд ли подпадет, это предприятие частное, санкции направлены против российского государства  на госпредприятия.

— Могут ли российские компании найти способы обойти эти запреты?

— Пути обходов бывают разные. Я не занимаюсь военными поставками, но давайте предположим, что оружие нужно закупить для войны. В этом случае уже не встает вопрос цены, которую увеличит операция «обхода», выбора поставщика и чистоты сделки.

Вот президент вводит санкции. А Пентагон решил помочь иракцам или сирийцам, условно говоря, и для них сразу же будут сделаны исключения. В итоге в Ирак или Иорданию будет поставлено оружие, закупленное в России.

 

В качестве примера могу привести Афганистан, армия которого получает русские вертолеты, купленные на деньги США у России. Несмотря на все запреты.

— У американцев нет своего оружия для поставок в горячие точки?

— Дело в том, что в этих точках невозможно научить людей обращению с высокоточным современным оружием, стрелковым в частности. Другое дело «Калашников»  он надежен, прост, он просто очень хорош. Как и многое другое русское оружие. Американская армия профессиональна, солдата долго тренируют и обучают. Российская армия  армия призывников 18 лет, поэтому и оружие для этих солдат должно быть простым. Как раз это и объясняет популярность русского оружия в горячих точках планеты.

— Хочу вернуться к вопросу о перевооружении российских предприятий. Смогут ли российские специалисты найти пути для обхода санкций при закупках импортных комплектующих, например, для оборонных предприятий? Ввозить, например, через Казахстан, с которым у России нет границ.

 

— Для такого вида продукции есть сертификат конечного пользователя, в котором страна-покупатель подписывается, что закупило изделие для собственных нужд. Дальнейшие перепродажи должны быть одобрены государством-поставщиком. Технически, конечно, товары для российской оборонки можно вывезти из Казахстана. Но захочет ли Казахстан портить отношения с поставщиками? Это сжигание мостов, он на это вряд ли пойдет.

— К чему приведет война санкций, на ваш взгляд?

— За всем происходящим стоят США.

Америка говорит Европе «прыгай» — Европа прыгает. Но как долго она сможет еще прыгать?

 

Санкции на США мало влияют, а объем российской торговли с Евросоюзом огромен. Рано или поздно все это рассосется.

— В США оружейное лобби обладает огромным влиянием. Может ли измениться отношение оружейников к Обаме, который запретил продавать и покупать американцам русское оружие?

— С одной стороны, Ассоциация оружейников и любители оружия поддерживают республиканцев, не любят демократов, а Обаму так просто ненавидят. С другой стороны, несмотря на минусы запрета на торговлю оружием российского производства, республиканцы не являются друзьями России, и то, что Обама делает против России, они поддерживают. А русское оружие с рынка не исчезнет, его еще достаточно на складах на Украине, в Румынии, Албании и Польше. Может, оно подороже и не в лучшем состоянии, но им можно торговать.

— Сейчас на Украине и с той, и с другой стороны огромное количество оружия. Может оно оказаться на рынке и повлиять на него?

 

— Легко.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+