Московские чиновники тратят на решение транспортных проблем рекордные суммы: больше 200 млрд рублей бюджетных средств в 2011-м и 2012 году. Транспорт — приоритет московского мэра Сергея Собянина. Наряду с выделением полос под общественный транспорт и освобождением дворов под парковки он задумал создать в столице интеллектуальную систему управления транспортными потоками (ИТС) — наподобие тех, что действуют в крупных городах Европы и Азии. Планируется, что в 2012-м систему запустят на севере и северо-западе Москвы, а в 2013 году она заработает полностью. В этом году в создание ИТС должны инвестировать $210 млн.
ИТС в российском понимании — это более продвинутая версия уже действующих систем автоматизированного управления движением «Старт» (работает в пределах Садового кольца и на основных магистралях) и АСУДД ТТК (контролирует движение на Третьем транспортном кольце). Их действие расширят до МКАД, обновят оборудование. В Москве установят 750 фото- и видеокамер, фиксирующих нарушения. 7800 московских автобусов и троллейбусов оснастят датчиками ГЛОНАСС, что позволит создать единый диспетчерский центр, аккумулирующий всю информацию о движении общественного транспорта.
Насколько эффективны будут эти меры? Forbes изучил примеры использования технических достижений для решения транспортных проблем.
Автобус с выходом в интернет
Сеул, Южная Корея
Несколько лет назад в Москве на некоторых автобусных остановках установили электронное табло. Оно показывало, какие маршруты отправляются от данной точки и сколько минут придется ждать автобус. Однако цифры на табло достаточно быстро погасли, а потом их и вовсе демонтировали. Собянин обещает вернуться к этой технике, но когда — неясно.
В Сеуле более 300 остановочных пунктов оборудованы терминалами, которые по беспроводной связи обмениваются информацией с 9300 автобусами. В автобусах установлены модемы для беспроводного интернета, а также приемники GPS. В результате пассажир на остановке видит на специальном экране не только расписание автобуса того или иного маршрута, но и информацию о его реальном передвижении, затруднениях, ДТП на маршруте и т. д.
Помимо этого, вся информация доступна онлайн, то есть житель Сеула может планировать свои перемещения по городу, не выходя из дома. Ежегодно с 2008 года Южная Корея инвестирует и планирует инвестировать в развитие интеллектуальной транспортной системы около $230 млн, Москва, напомним, в этом году потратит на ИТС $210 млн.
Платный въезд в пробку
Сингапур
Система электронной оплаты проезда (electronic road pricing, ERP)
«Здесь практически нет пробок», — восхитился глава Сбербанка Герман Греф, посетив российско-сингапурский бизнес-форум в прошлом году. Островное государство Сингапур научилось бороться с пробками путем введения повышенной пошлины на въезд еще в 1975 году. Тогда на самых проблемных улицах, особенно в деловом центре, появились 34 арки. У желающих проехать сквозь них и попасть на работу в часы пик полицейские проверяли наличие специальной лицензии, которая давала право на въезд с 7:30 до 9:30 и стоила три местных доллара в день.
Сегодня власти Сингапура гордятся автоматизацией прежней системы. Практически каждый автомобиль оборудован специальным устройством, в которое вставляется кэш-карта (In-Vehicle Unit, IU). При проезде через арку ERP с карты автоматически снимается нужная сумма. Баланс карты нужно своевременно пополнять. Если автомобиль не оборудован IU, система сфотографирует его номер и пришлет владельцу счет на пять сингапурских долларов (около $3,5) за каждый день пользования дорогами.
В зависимости от направления автомобильного потока разные устройства ERP применяют повышающие коэффициенты в разное время: через какие-то дороже всего проезжать утром с 7:30 до 8:00; другие снимут «штрафные» три, а то и четыре доллара за проезд в самое «пробочное» время с 18:05 до 18:55, причем в любом направлении. Система тарификации сложная и многоступенчатая, стоимость проезда порой меняется каждые полчаса. Подробная информация о стоимости проезда доступна онлайн, так что водитель может сам выбрать маршрут более длинный, но более дешевый и без пробок. Власти города постоянно аккумулируют информацию о пробках и производят тонкую настройку системы. Грузовой транспорт платит раза в два больше, чем легковой. По выходным и праздникам арки ERP не работают: проезд бесплатный.
По оценкам управления наземного транспорта Сингапура, внедрение ERP позволило добиться снижения трафика в пиковые часы на 25 000 автомобилей (всего на острове их около 950 000) и увеличения средней скорости на 20 км/ч. А экономический эффект от сокращения времени стояния в пробках превышает $40 млн.
Контроль средней скорости
Италия
Система Safety Tutor
В 2005 году компания «Автострады Италии», управляющая итальянскими дорогами, запустила в тестовом режиме на некоторых участках систему контроля средней скорости движения Tutor. На платных автострадах установлены датчики скорости. Используя систему распознавания номеров и данные GPS, аппараты Tutor измеряют среднюю скорость движения автомобиля между двумя точками, расположенными на расстоянии в среднем менее 10 км друг от друга. Если ваша средняя скорость превышает 130 км/ч (в дождь 110 км/ч), то система Tutor автоматически выписывает штраф от €145 до €1500 в зависимости от того, насколько вы разогнались.
За два года, с 2007-го по 2009-й, камеры Tutor зафиксировали 160 000 случаев превышения скорости: итальянцы, любящие быструю езду не меньше нашего, ежедневно совершают более 200 нарушений. Интересно, что власти чаще всего не прячут камеры, а честно предупреждают о том, что за движением ведется наблюдение.
Сегодня система Tutor охватывает более 2200 км итальянских дорог, установлено порядка 250 датчиков. Основной результат: количество аварий на этих участках сократилось на 20%, а число дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом снизилось вдвое.
Краудсорсинг для латания дыр
Бостон, Массачусетс, США
Приложение Sreet Bump
В зимние месяцы средняя температура в Бостоне опускается ниже нуля, выпадает снег. По этой причине дорожные службы вынуждены часто ремонтировать дороги и латать дыры, появляющиеся в асфальте. Дорожная сеть Бостона превышает 800 км, и властям трудно уследить за всем сразу.
По заказу администрации города программисты разработали Street Bump (Bump — колдобина, выбоина), специальное приложение для смартфонов. Приложение использует встроенные в современные устройства акселерометры и GPS. Водитель может скачать приложение на свой смартфон, закрепить его на приборной панели и включить. Если автомобиль попадает колесом в выбоину, Street Bump фиксирует это, по GPS определяет координаты места и отправляет отчет прямиком на сервер коммунальных служб. Восприимчивость смартфонов сегодня позволяет даже более-менее точно определять, глубокой была яма или не очень.
Street Bump пока не запущено на полную мощность, однако мэр Бостона Томас Менино очень надеется на помощь горожан. «В 2010 году мы получили 4000 сообщений о ямах на дорогах от наших жителей, — говорит он в одном интервью, — и устранили более 7000 таких неровностей». Когда Street Bump заработает в полную силу, социально активным гражданам станет легче информировать коммунальщиков о состоянии дорог.