Мэрия Москвы начала новый этап борьбы с пробками. Теперь столичные власти намерены освободить городские улицы от неправильно припаркованных машин. По данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, ежедневно внутри Бульварного кольца паркуется около 17 400 машин, из которых примерно 54% — с нарушениями. Чиновники утверждают, что автотранспорт, оставленный у тротуаров, занимает почти треть дорожного полотна города. Убрать эти автомобили должна помочь стартовавшая в июле штрафная кампания.
Как это работает
После увеличения штрафов за неправильную парковку (с 300 до 3000 рублей) на улицах города появилось несколько десятков обычных Ford Focus черного цвета с госномерами серии «ОНХ 197». Внутри каждого установлен видеофиксатор. Эти машины, названные парконами, фиксируют нарушения правил парковки.
vrezka
Работает эта система следующим образом. Каждый паркон оборудован двумя видеокамерами: широкоугольной, которая фиксирует обстановку, в том числе дорожные знаки, разметку, границы проезжей части, и длиннофокусной, которая на расстоянии до 20 м способна распознавать номера стоящих у обочины машин, рассказывают в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) при правительстве Москвы, в чьем ведение находятся парконы.
К заднему стеклу паркона крепится GPS/ГЛОНАСС-модуль, который определяет координаты автомобилей. Работа камеры регулируется компьютером, в который занесена база знаков, разрешающих либо запрещающих стоянку транспортных средств. Видеокамера автоматически начинает запись данных неправильно припаркованных машин.
Информация о нарушителях в онлайн-режиме передается на сервер управления ГИБДД. Далее эти данные обрабатывает оператор — гражданское лицо. Завершает процедуру сотрудник полиции. Он проверяет постановление, ставит свою цифровую подпись и отправляет нарушителю «письмо счастья» с двумя фотографиями.
Машины курсируют по строго определенным маршрутам, не заезжая во дворы. Действует принцип «первый раз не считается», который позволяет отличить правонарушителя от водителя, остановившегося на пару минут, чтобы высадить пассажира, говорят в пресс-службе ЦОДД. Предполагается, что паркон ездит по одному и тому же маршруту раз в 5-15 минут и если в его памяти вновь фиксируется один и тот же номер, тогда этот регистрационный знак заносится в базу нарушений.
Паркон способен фиксировать правонарушения на скорости до 40 км/ч, а мощная оптика и инфракрасная подсветка позволяют ему работать даже ночью. Единственное «слабое место» — фиксированное место расположения камеры в автомобиле, из-за чего на улицах и в переулках с односторонним движением паркон может «ловить» нарушителей только у одной обочины.
Пока ГИБДД утвердило для парконов 69 маршрутов. Большинство из них — в пределах Третьего транспортного кольца. Черные «форды» появились и на некоторых магистралях за пределами ТТК. В частности, парконы начали ездить на Ярославском, Волоколамском, Боровском и Щелковском шоссе, где курсируют автобусы-экспрессы. В распоряжении Forbes оказался полный список маршрутов, по которым сейчас двигаются парконы.
Из списка маршрутов, в частности, следует, что чаще всего машины, оборудованные системой видеофиксации нарушений парковки, проезжают мимо здания ГИБДД России на улице Садовая-Самотечная. Здесь встречаются сразу четыре маршута. Отдельный маршрут проходит по переулкам, примыкающим к офису самого Центра организации дорожного движения при правительстве Москвы. Ожидается, что к концу года более 100 парконов будут курсировать по 100 маршрутам в пределах МКАД.
Маршруты, по которым будут передвигаться парконы
До конца августа спецмашины работали в тестовом режиме — пока разослано лишь несколько десятков тысяч штрафов. По словам главы столичного департамента транспорта Максима Ликсутова, на улицах, где уже работают парконы, количество нарушений снизилось на 35%. При этом он рассчитывает, что дисциплинированных водителей станет больше, когда парконы заработают в полную силу и нарушители начнут получать серии штрафов, а не по одной-две квитанции в месяц, как сейчас.
Обмануть парконы «дедовскими» способами будет не просто. 11 июля Мосгордума приняла в первом чтении внесенный мэром Москвы Сергеем Собяниным законопроект, вводящий новые штрафы для тех, кто будет пытаться обмануть камеры. Владельцы автомобилей без госномеров или с номерами, на которых затерты несколько цифр, будут штрафоваться на 5000 рублей.
Кто придумал парконы
Заместителем Собянина по вопросам градостроительной политики и строительства работает Марат Хуснуллин, ранее возглавлявший Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан. Как и многие последние новации столичного правительства, парконы пришли в Москву из столицы Татарстана Казани, где подобные машины работают с начала 2010 года. Правда, сейчас из 20 парконов, закупленных мэрией Казани, работают только три, остальные машины неспешно продают в другие регионы. В чем причина? Для работы парконов в России нет законодательной базы, поясняет руководитель татарстанского отделения Федерации автолюбителей России (ФАР) Рамиль Хайруллин.
Дело в том, что список технических средств, которыми инспекторы ГИБДД могут пользоваться для фиксации правонарушений, строго ограничен. Последний раз он публиковался в 2008 году в бюллетене Верховного суда, но паркона в нем не было. Представители ФАР обращались в надзорные органы, но внятного ответа не получили. Другая проблема парконов — серийные штрафы. Если автолюбитель надолго бросает машину под запрещающим знаком, велика вероятность получить сразу несколько квитанций за одно правонарушение, что запрещено законом.
В ГИБДД Татарстана говорят, что в 2011 году на работу парконов поступило 445 жалоб от водителей. Правда, большую их часть (а точнее — 409 заявлений) ГИБДД признала необоснованными. Принципиально иная ситуация в судах. Из 79 тяжб по поводу штрафов, выписанных на основании фотографий парконов, 58 выиграли автолюбители.
Еще одним болезненным ударом по парконам стало решение Верховного суда Татарстана, вынесенное в конце 2011 года. Суд признал законность использования технических средств для измерения скорости движения. Однако в решении особо отмечалось: «данных о том, что паркон внесен в государственный реестр средств измерения и имеет сертификат как средство измерения, не имеется». После вынесения этого решения количество парконов в Казани начало сокращаться.
По данным Центра организации дорожного движения при правительстве Москвы, в введении которого находятся парконы, в столице пока еще нет подобной судебной практики. С апреля 2012 года штрафы за неправильную парковку получили более 20 000 автовладельцев, но сколько из них были оплачены неизвестно.
Кто за все платит
По подсчетам Forbes, запуск парконов на столичных улицах обошелся бюджету Москвы в 97 млн рублей.
Производитель парконов — петербургское ООО «Симикон», выпускающее также измерители скорости «Искра» и фоторадар «Крис», которые в народе известны как «удочки гибддшников». У ООО «Симикон» имеется лишь один глобальный конкурент на рынке парконов — московское ООО «Технологии распознавания», разрабатывающее видеофиксатор «ПаркРайт» (пока находится в опытной эксплуатации). Других производителей парконов в мире нет.
Однако тендер на поставку видеофиксаторов неправильной парковки для Москвы выиграло не ООО «Симикон», а малоизвестное ООО «Рекогна», которое предложило поставить 101 комплект парконов за 47,38 млн рублей (469 100 рублей за комплект). По данным ЕГРЮЛ, владельцами «Рекогны» являются совладельцы ООО «Технологии распознавания» Юрий Зарубин (80% долей) и Алексей Аистов (20%). Почему «Симкон» не принимал участие в московском тендере, а его продукцию продает конкурент, в компаниях комментировать отказываются.
Любопытно, что в начале августа 2012 года Тульская область решила не отставать от столичных тенденций и закупила 6 парконов напрямую у ООО «Симикон» почти вдвое дешевле, чем столичные власти, по 249 166 рублейц за комплект. Возможно, в московском тендере ООО «Рекогна» выступила как посредник, заработав на поставке продукции конкурентов 22,2 млн рублей.
Помимо самих видеофиксаторов столичные власти приобрели у ЗАО «Авилон АГ» 110 автомобили Ford Focus, в которые будут установлены парконы, потратив на это 47,18 млн рублей. Еще 1,12 млн рублей пошли на страхование автомобилей.
Но дороже всего столичным властям обойдутся постоянные расходы, связанные с почтовой отправкой штрафов нарушителям. Согласно итогам тендера, на почтовые услуги до конца 2012 года Центр организации дорожного движения при правительстве Москвы, в ведение которого находятся парконы, планирует отправить 21,9 млн штрафных квитанций, что обойдется городскому бюджету в 811,5 млн рублей. Победителем тендера стало ФГУП «Почта России», которое предложило самую низкую цену за отправку одного «письма счастья» — 36,92 рублей.
Любопытно, что за несколько недель до проведения тендера «Почта России» высылала в правительство Москвы обоснование своей цены: 28,50 рубля — тариф на отправку заказного письма, 2,73 рубля — расходы на распечатку штрафа, конверт, 5,64 рубля — прибыль, но итоговая цена была на 7 копеек ниже — 3,85 рубля. Лишние 1,5 млн рублей. для «Почты России» не жалко.
Впрочем, если работа видеофиксаторов нарушений парковки будет признана успешной, дальнейшее внедрение парконов может обойтись городу дешевле. Например, можно сэкономить на покупке автомобилей. В начале августа Максим Ликсутов заявил о планах оснастить парконами все автобусы «Мосгортранса», курсирующие по выделенным полосам.