Номер с новым рейтингом Forbes — 10 венчурных капиталистов — и с приложением ForbesWoman в продаже с 24 октября
Передовики риска
Елизавета Осетинская, главный редактор
Опасное предприятие. Рискованное дело, связавшись с которым легко прогореть и нажить неприятности. А если ставка выиграет, можно сорвать большой куш. Так можно объяснять суть занятий венчурных инвесторов, например, российскому школьнику.
Общественное мнение не делает разницы между венчурными капиталистами и «жирными котами» с Уолл-стрит. Однако некоторые различия все-таки есть.
Любой предприниматель рискует ради денег, но венчурный делает это, когда другим еще неясно, стоит ли игра свеч. Он вкладывает в Twitter, когда это совсем еще не твиттер, в Facebook, когда тот далеко еще и не фейсбук. Рискуя исключительно ради собственной выгоды, венчурные капиталисты оказывают услугу обывателям. Не будь венчурных капиталистов, ни фейсбука, ни твиттера не существовало бы. Мир, увы, несправедлив: без финансирования ни одна даже самая продвинутая идея не пробьет себе дорогу. Деньги нужны всем, даже гениям.
Мы решили посмотреть, что представляет собой российская венчурная индустрия. Как оказалось, вопреки традиционному представлению о том, что наша страна производит большое количество гениальных изобретателей, похвастаться России пока нечем. Оборот венчурной индустрии в США — $30–35 млрд в год; Кремниевая долина — абсолютный мировой лидер по привлечению венчурного капитала. За США с большим отрывом следуют Израиль, Индия, Китай.
Россия как рынок для венчурного капитала пока занимает очень скромное место на карте. Немногочисленные российские венчурные инвесторы за общением едут в Пало-Альто, а не в Сколково, потому что именно в Кремниевой долине можно научиться «красивым и громким exits», как сказал один из них. Но это не означает, что так будет всегда. В российской практике уже накопилось некоторое количество удачных венчурных проектов. Три крупнейшие интернет-компании России — «Яндекс», Mail.ru Group и Qiwi — вышли на биржу за последние три года, став публичными компаниями с капитализацией в несколько миллиардов долларов.
На очереди — сеть «ВКонтакте», в которой венчурными капиталистами были семья Мирилашвили (отец и сын), одноклассник Мирилашвили-младшего Лев Левиев, а также главный венчурный капиталист России Юрий Мильнер. Весной этого года Мирилашвили и Левиев вышли из «ВКонтакте», не дождавшись заветного IPO и продав свои доли фонду UCP Ильи Щербовича. Разразившийся после этого скандал с перспективой судебных разбирательств, участие или неучастие в этом конфликте главы «Роснефти» Игоря Сечина, взаимные обвинения Павла Дурова и новых акционеров — все это уже совсем другая история.
Первый сторонний инвестор «ВКонтакте» Юрий Мильнер от этого конфликта далек, как далек он теперь от России вообще. Мильнер вышел на другой уровень: по стоимости «выходов» он опережает ближайших конкурентов на порядок. Он точно знает, что взорвет Кремниевую долину через 3–5 лет. Хороший аргумент, чтобы прочитать интервью с ним на стр. 95.
Новый рейтинг Forbes — 10 российских венчурных капиталистов
Американский Forbes уже более 10 лет публикует ежегодный рейтинг венчурных капиталистов The Midas List, «Список Мидаса», по имени мифического фригийского царя, превращавшего в золото все, к чему он прикасался. Обязательное условие для попадания в этот список — наличие прибыльных «выходов». И даже если какой-то бизнесмен вложит в венчурные проекты $100 млрд, он не может претендовать на место среди 100 самых успешных венчурных капиталистов мира, если он ничего не заработал на этих инвестициях. При составлении первого рейтинга российских венчурных капиталистов мы использовали ту же методику, которая лежит в основе The Midas List, глобального рейтинга венчурных капиталистов. Примечательно, что «выходы» стоимостью менее $200 млн американский Forbes вообще не учитывает. Если бы мы придерживались тех же критериев при составлении первого российского рейтинга венчурных капиталистов, он состоял бы максимум из двух-трех человек.
Лидер российского рейтинга Юрий Мильнер рассказал Forbes о перспективах развития глобального интернета и связанных с этим рисках.
Лоббист высокого полета
Бывший чиновник Игорь Юсуфов готов решать проблемы чужого бизнеса на самом высоком уровне. Его взлет пришелся на президентство нынешнего премьера Дмитрия Медведева, имя которого звучало при совершении каждой новой сделки. Пользуясь обширными связями, знакомствами на самом высоком уровне и богатым опытом работы чиновником, Юсуфов не раз выступал посредником в самых сложных переговорах и конфликтах между бизнесменами. Он умеет решать чужие вопросы, но с пользой для себя. Или по крайней мере для своей семьи — состояние сына Юсуфова Виталия Forbes оценил в $700 млн.
Вокруг дороги
В августе, еще до выборов губернатора, власти Московской области посчитали, что в ближайшие пять лет потратят на развитие дорожной инфраструктуры 1,8 трлн рублей. Из этой суммы на возведение дорог, мостов, развязок и путепроводов будет выделяться более 300 млрд рублей в год. Кто занимается дорожным строительством в Подмосковье и на кого прольется этот многократно увеличившийся денежный поток?
Золотая сборка
Как построить сеть из 700 компьютерных супермаркетов быстрее всех в стране, из принципа не тратя деньги на рекламу? Ответом на этот вопрос служит опыт владельцев компании DNS из Владивостока.
Программа-максимум
Рядовой туроператор «Библио-Глобус» однажды оказался под угрозой исчезновения. А в итоге стал одним из крупнейших игроков этого рынка. Окончательно «Библио-Глобус» подтвердил свое лидерство, когда занялся дальними направлениями — Кубой и Ямайкой. Конкуренты были уверены, что гендиректор компании — выпускник Высшей школы КГБ Александр Туголуков — не сможет загрузить самолеты даже наполовину, но краха не произошло. Теперь Туголуков строит планы на новые направления.
Залог успеха
Куда исчез создатель одной из главных схем приватизации Константин Кагаловский? Он вполне мог стать одним из лидеров российского списка Forbes, все время находясь на расстоянии вытянутой руки от огромных денег и власти. Именно он разработал в 1995 году схему залоговых аукционов, которая по сей день служит точкой отсчета состояний большинства лидеров списка Forbes, и был правой рукой Ходорковского в операции по приватизации ЮКОСа. Однако предприниматель уже 10 лет находится в Великобритании в добровольной ссылке и на родину не торопится.
Денег больше, чем шедевров
Инвестиции в искусство — весьма специфичное дело. Шедевров на рынке всегда меньше, чем денег. Если вы однажды стали счастливым обладателем подлинного Пикассо, то в любом случае вы точно не в проигрыше. Вопрос лишь в том, насколько вы в выигрыше. Не следует забывать, что посткризисный период — время рекордных цен на арт-рынке. И похоже, в игре остались только профессионалы.