Жизнь за МКАД
Елизавета Осетинская, главный редактор
Кому принадлежит Россия? Можно сформулировать множество ярких ответов на вопрос, но ни один не будет исчерпывающим. Чиновникам? Губернаторам и их окружению? Магнатам из списка Forbes?
Состояние двухсот богатейших бизнесменов России превысило 15 трлн рублей и равно примерно четверти всего российского ВВП. И примерно 75% этих капиталов сосредоточено в Москве: именно в столице проживает большинство российских богачей, здесь они платят подоходный налог. Составляя очередной рейтинг российских городов, удобных для бизнеса (проект на стр. 72), мы задались вопросом: кто они, самые состоятельные люди за пределами Московской кольцевой автодороги?
Попытка собрать информацию о региональном бизнесе, когда речь идет не об участниках списка богатейших, проживающих за пределами двух столиц, — довольно рискованное предприятие. Оно напоминает путешествие по труднодоступным маршрутам без карты и путеводителя. Как и десятилетие назад, у локальных бизнесов по-прежнему нет ни консолидированной отчетности, ни проспектов облигаций, нет объединенных холдингов и управляющих компаний — зачем лишний шум? Все это не позволяет оценить реальную стоимость активов, установить конечных собственников и сравнить их между собой. Как и в рейтинге частных компаний, мы вынуждены были ориентироваться в лучшем случае на показатель выручки компаний как наиболее доступный.
Результаты таковы. Члены списка Forbes — крупнейшие бизнесмены в десяти из 30 городов, фигурирующих в нашем рейтинге. Если их исключить, тройка лидеров выглядит так: хозяин Антипинского НПЗ Дмитрий Мазуров (55,7 млрд рублей, здесь и далее мы вынуждены приводить лишь выручку), владелец «Волгопромгаза» Владимир Аветисян (выручка трех крупнейших компаний группы — 46 млрд рублей), а также основатель «Комос-групп» Андрей Осколков (36 млрд рублей). За ними следуют Виктор Герасименко (32,9 млрд рублей, «Куйбышевазот») и основатель «Мостовика» Олег Шишов (32,7 млрд рублей). Пятерка городов, где проживают и ведут бизнес состоятельные «не члены списка Forbes», — Тюмень, Ижевск, Самара, Тольятти, Омск.
Наш список не тянет на системное исследование (надеюсь, через год мы сумеем добиться большего), но некоторые выводы сделать все-таки можно. Большие деньги на периферии делают так же, как и во всей России, — на нефти и газе, энергетике, химии, господрядах. Но не все так однообразно: производители продуктов питания (их больше всех в списке), владельцы торговых центров и розничных сетей, пусть и локальных, вполне могут процветать.
И самое интересное: может ли удачливый бизнесмен-провинциал пробиться на вершину? Оказывается, может. Пример тому — омский строитель Олег Шишов, чей бизнес до поры рос в основном на «домашних» проектах. Теперь он в списке подрядчиков олимпийского Сочи и громких проектов на Кавказе. Но это вам не омское метро строить и с губернатором дружбу водить: большие задачи, большие государственные деньги, большие проблемы. О том, как с ними справляется Шишов, читайте в июньском номере Forbes.
Где делать бизнес в России
Forbes в пятый раз представляет рейтинг российских городов, удобных для бизнеса. Мы искали для вас города с доступной квалифицированной рабочей силой и финансами, лояльными к предпринимателям налоговыми чиновниками, наименьшим административным давлением. Особенность нынешнего рейтинга -- мы представляем заметных бизнесменов из городов, вошедших в рейтинг.
Проверьте, входит в ли ваш город в список лучших городов для бизнеса, опубликованного в новом номере Forbes.
Ушел в резерв
Александр Лебедев в конце 90-х сколотил миллиардное состояние, он был одним из богатейших бизнесменов России времен Бориса Ельцина. На пике -- в 2006 году -- его состояние оценивалось нами в $3,7 млрд. Но за 20 лет в бизнесе Лебедев лишился не только большей части активов и денег, но и не сумел сохранить отношения с деловыми партнерами, своими менеджерами, госчиновниками и даже друзьями.
Почему это произошло, читайте в свежем номере Forbes.
Бизнес-джигитовка
Беднейший и опаснейший регион страны – Дагестан – оказался объектом интереса богатейших предпринимателей – братьев Магомедовых и Сулеймана Керимова.
Зачем богатым предпринимателям бедный Дагестан читайте в июньском номере Forbes.
Осадочное явление
Телеканал «Дождь» называют шедевром без денег. Денег у него действительно практически нет, зато есть многомиллионная аудитория, сильный бренд и репутация независимого источника информации.
Почему «Дождь» до сих пор не стал бизнесом читайте в свежем номере Forbes.