В конце 2008 года Московская область, единственная из всех регионов России, оказалась на грани дефолта. Причина: долги перед банками и держателями облигаций. В 2000-х Подмосковье было крупным игроком на рынке заимствований. Тогдашний министр финансов области Алексей Кузнецов (на фото) придумал схему, позволяющую региону занимать деньги сверх утвержденного норматива Минфина. Постановлением губернатора области были созданы «Мособлтрастинвест», «Московское областное ипотечное агентство» (МОИА), «Ипотечная корпорация Московской области» (ИКМО) и ряд других дочерних компаний подмосковного правительства. Они брали кредиты у банков, выпускали облигации, строили на полученные деньги разные инфраструктурные объекты, вроде санно-бобслейной трассы в Парамоново, конькобежного катка в Коломне и олимпийского бассейна в Рузе. После завершения строительства область брала объект на баланс, выкупая его у своей «дочки», а та расплачивалась с банками. Но в 2008 году система дала сбой: в кризис банки отказались покупать новые выпуски облигаций, а на погашение старых купонов денег ни у дочерних компаний, ни в бюджете области не оказалось.
Тогда же деятельностью министра финансов Кузнецова заинтересовались следователи. Они заподозрили, что МОИТК выдала около 24 млрд рублей кредитов компании «РИГрупп» принадлежащей супруге Кузнецова Жанне Булок. По этому делу был арестован бывший замминистра финансов области Валерий Носов, а Кузнецов с супругой скрылись за границей. Бывшего директора «РИГрупп» Дмитрия Котляренко в прошлом году экстрадировали с Кипра и осудили на три года за мошенничество (ему инкриминировалось хищение миллиарда рублей, инвестированных областными властями в ИКМО для строительства жилья).
К началу 2010 года долг области составлял 164 млрд рублей — 93% от ее доходов. По гарантированным ею кредитам дочерних компаний она должна была выплатить 25 млрд рублей. Если бы не помощь федерального Минфина, который предоставил области кредиты на выплату долгов, область вряд ли смогла бы расплатиться. Сейчас долг составляет 106 млрд рублей, из которых на финансовые гарантии приходится лишь 600 млн рублей. И новому губернатору придется продолжать платить по счетам.