Глобальная потребительская революция уже на пороге, и сопровождаться она будет беспрецедентным ростом мирового среднего класса. К такому выводу пришли аналитики HSBC, обнародовавшие в четверг исследование-прогноз «Потребитель в 2050 году». Почти 3 млрд человек — более 40% населения Земли по состоянию на сегодняшний день — пополнят средний класс к 2050 году, и практически все эти люди — жители развивающихся стран. Эта группа будет потреблять до двух третей всех товаров и услуг (сейчас треть).
Авторы исследования сделали акцент на 17 странах, которые до 2050 года будут драйверами глобальной экономики. В докладе анализируются потребительские предпочтения населения этих государств. Эксперты отмечают, что развивающиеся страны уже сегодня активно адаптируют новые технологии, оборудование и управленческие навыки. Это приводит к росту производительности труда и реальных доходов населения, и позитивный тренд пока не имеет предпосылок к смене вектора. Расходы на еду и другие базовые продукты занимают все меньшую долю в потребительской корзине жителей развивающихся стран, у которых остается больше средств для повышения качества жизни.
HSBC анализируют такие индикаторы, как доход на душу населения, демографические особенности стран и перераспределение структуры расходов. На основе этих данных эксперты предсказывают серьезный сдвиг в географии потребления. Если развитые страны обеспечат менее 2% ежегодного роста потребительского рынка в ближайшие четыре десятилетия, то такие государства, как Россия, Китай, Индия, Филиппины, Перу и Малайзия, смогут демонстрировать ежегодное увеличение реальных доходов населения на уровне не менее 4%. Это позволит обеспечить впечатляющие темпы роста в диапазоне 5-8% в таких секторах, как одежда, технологии, мебель и рекреационные услуги.
Макроэкономические последствия бурного роста потребительского рынка будут касаться трех основных направлений. Во-первых, в развивающихся экономиках за потреблением потянется сфера услуг, которая перестанет быть чересчур уязвимой для конъюнктуры мировой торговли. Во-вторых, на первых порах случится всплеск потребления недорогих товаров с низкой добавленной стоимостью. Этот тренд по цепочке спровоцирует рост других развивающихся стран. Третье последствие касается Запада, которому придется подстраиваться под новое устройство потребительского рынка через возвращение экспортных позиций для смягчения глобального дисбаланса.
Так каким будет потребитель будущего? Подробнее читайте в слайд-шоу.