Рейтинг Forbes: 10 самых удачных российских брендов-стартапов
Каждую неделю Роспатент регистрирует 300–500 новых товарных знаков и знаков обслуживания. Какие из них смогут занять заметную долю на федеральном или локальном рынке, сказать невозможно. Одни заявки подают совсем молодые компании, другие — маститые игроки, третьи — так называемые бренд-сквоттеры, закрепляющие марку за собой, чтобы потом продать реальному производителю. Forbes решил выяснить, какие бренды, появившиеся совсем недавно, можно считать наиболее удачными. Мы попросили десять экспертов — руководителей компаний, специализирующихся на создании брендов, назвать такие марки потребительских товаров и услуг, которые были запущены в России в 2011 году и особенно запомнились им своей концепцией и визуальным воплощением. Иными словами, бренды с хорошим потенциалом. Успехи марок, составивших шорт-лист, мы изучали за первый полный год их существования — 2012-й. Среди них есть как федеральные, так и локальные бренды. В случае с товарами оценивали объем розничных продаж, с услугами — выручку компаний, их предлагающих.
Стартапами бренды в финальной десятке можно назвать лишь условно — все они созданы и запущены людьми и компаниями с приличным опытом маркетинга и организации продаж. Тем не менее в каждом случае это выход не в новую, пока что незаполненную нишу, а на высококонкурентные рынки с большим числом предложений. То есть борьба за место под солнцем. В рассказе о каждом бренде мы постарались объяснить, почему он «выстрелил».
Как составлялся список. В опросе участвовали: Алексей Андреев — президент Depot WPF, Андрей Горнов — креативный директор Getbrand, Александр Еременко — управляющий директор BrandLab, Ольга Коновалова — управляющий директор BBDO Branding, Илья Лазученков — гендиректор Plenum, Наталья Меш — управляющий директор TNC.Brands.Ads, Дмитрий Перышков — креативный директор Direct Design Visual Branding (все названные эксперты из Москвы), Сергей Ким — гендиректор Coruna Branding (Санкт-Петербург), Ирина Крафт — гендиректор агентства «Восход» (Екатеринбург), Карина Дудник — гендиректор агентства «Белые ночи» (Краснодар). Всего было названо более 30 марок. Эксперту не разрешалось называть бренд, созданный при участии его агентства. Но мы учитывали голоса, поданные за такие бренды со стороны других участников опроса (в финальный список попала одна такая марка). Выручка или объем продаж оценивались на основе данных компаний — владельцев брендов, Росстата, СПАРК, Nielsen, Euromonitor, X5 Retail Group.