К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кто пострадает от ухода USAID из России

Кто пострадает от ухода USAID из России
Организации, сотрудничающие с USAID, рассказали Forbes о том, что теперь будет с программами, которые агентство финансировало в России

Агентство США по международному развитию USAID сворачивает деятельность на территории России. По данным сайта ForeignAssistance.gov, только в 2011 году совместно с Госдепартаментом США организация направила на поддержку нескольких десятков проектов в РФ $134,838 млн. Более половины этой суммы расходовалось по направлению «демократия, права человека и управление».

Всего за период с 2006 года в Россию USAID вложило $682,285 млн, а с учетом планов на 2012-2013 годы эта цифра составляла $861,816 млн.

Несмотря на то, что представители Госдепа заверили в способности найти альтернативные способы финансирования ключевых, с точки зрения американских властей, инициатив, поддержку в результате ухода агентства из России потеряет целый ряд влиятельных некоммерческих организаций, многим из которых с ноября предстоит навесить на себя ярлыки «иностранных агентов».

 

Forbes спросил у партнеров USAID, каких последствий для себя и других отечественных НКО они ожидают от приостановки деятельности USAID.

Ассоциация «Голос»
РИА Новости

Ассоциация «Голос»

Проект: «прозрачные выборы»

Самый известный партнер USAID в России подвергся мощной информационной атаке в преддверие декабрьских выборов в Госдуму и стал одним из символов нового гражданского протеста – при поддержке «Голоса» для наблюдения за чистотой электоральной процедуры были рекрутированы тысячи активистов, предотвративших многие нарушения.

На сайте USAID подчеркивается важность критического и объективного подхода ассоциации к мониторингу процесса голосования. Агентство отмечает успешность PR-стратегии «Голоса» как «защитника интересов избирателей» и «уникального источника информации и экспертизы». Помимо сайта, ассоциация коммуницирует с аудиторией посредством блогов, соцсетей, мероприятий для СМИ и газеты «Гражданский голос». В 2010-2011 годах организация успешно пронаблюдала за избирательными кампаниями в 26 регионах, выпустила 20 000 копий памяток для наблюдателей и собственный пакет предложений по реформированию российского выборного законодательства.

Лилия Шибанова, исполнительный директор «Голоса»:

«Для нас, безусловно, сегодня основной проблемой является организация прямого наблюдения за выборами в единый день голосования 14 октября. Проекты в интернете не требуют слишком большого объема финансирования, во многом благодаря нашим партнерам, которые предоставляют помощь безвозмездно. Поэтому и «Карта нарушений», и SMS-ЦИК, и горячие линии, и веб-камеры – все эти инициативы организованы будут.

Сложности из-за сворачивания финансирования USAID возникают в связи с сохранением штабов – помещений, техники, автомобилей, и печатью справочников для наблюдателей в 22 регионах, прежде всего, в Подмосковье, где мы готовимся к самой масштабной кампании. Эти средства должны быть найдены в максимально короткие сроки. Любой международный грант или грант от Общественной палаты немедленно ты не получишь – на оформление транша уйдет, по меньшей мере, год. Поэтому если USAID с октября не сможет вести проекты на территории России, это сильно ударит по «Голосу» – средства на мониторинг голосования мы рассчитывали получить от агентства, а также потратить остатки от федеральных кампаний 2011-2012 годов.

Думаю, мы попытаемся привлечь финансирование от российских граждан, найти новых партнеров в отдельных регионах, волонтеры могут помочь помещениями и машинами. Но тот объем ресурсов, который требуется только на 3500 наших корреспондентов и массу сторонних наблюдателей, будет для нас головной болью. Речь идет о сумме в районе $70 000».

Программа UNAIDS: профилактика ВИЧ-инфекции
РИА Новости

Программа UNAIDS: профилактика ВИЧ-инфекции

Проект: «UNAIDS: координация для действий»

Сворачивание деятельности USAID в России имеет политические предпосылки, но рискует привести к социальным последствиям. Речь, в первую очередь, идет о проекте профилактики ВИЧ-инфекции и борьбы со СПИДом. Проект UNAIDS призван координировать усилия российских властей, гражданского общества и других заинтересованных сторон в противостоянии смертоносному вирусу в соответствии с концепцией «трех принципов»: единой политики, единого органа, имеющего полномочия в этой сфере, и единой системы мониторинга и оценки.

В 2010-2011 годах агентство сотрудничало по линии UNAIDS с правительством России. Специалисты помогали внедрять в стране универсальные принципы профилактики, лечения и ухода за ВИЧ-инфицированными. Правительство получало экспертную консультацию, в рамках проекта был организован ряд круглых столов.

UNAIDS организовывало встречу на национальном уровне представителей НКО, работающих над проблемой  ВИЧ/СПИД. В результате в декабре 2010 года была создана специальная рабочая группа. Также американская сторона организовывала поездки в США специалистов для обмена опытом и приведения профессиональных практик к единой модели.

Только в прошлом году на борьбу с ВИЧ/СПИД в России USAID и Госдеп направили более $10 млн.

Павел Аксенов, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Эсверо»:

«Эсверо» напрямую с USAID не работало. По нашему мнению, у агентства несколько двойственный подход к вопросам профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков. В частности, речь идет о финансировании отдельных программ, которые USAID не поддерживала. И все же переоценить роль агентства в России сложно.

Делалось действительно многое, реализовывалось огромное количество программ, выстроенных очень профессионально, очень глубоко, при отличной методической базе. USAID организовывало множество мероприятий по обмену опытом с участием специалистов, в том числе, нашей организации. Такое партнерство дало нам многое в плане расширения кругозора, повышения профессионального мастерства, улучшения знаний и навыков, позволило на многие вещи посмотреть по-другому и продвинуться вперед в плане методической составляющей.

Закрытие офиса USAID стало большой неожиданностью, хотя мы и видим тенденцию на постепенное сокращение внешней поддержки внутри страны. В данном случае особое удивление вызвала поспешность, с которой решение принималось. Сжатые сроки для сворачивания деятельности российского офиса агентства рационально объяснить достаточно трудно.

Опасения теперь возникают за большое количество социальных программ и проектов, прежде всего, в сфере профилактики ВИЧ-инфекции и туберкулеза — абсолютно смертоносных и губительных для страны заболеваний. Речь идет о жизнях конкретных людей — клиентов этих программ и проектов, которые получают абсолютно осязаемую ежедневную помощь, о профессиональном росте специалистов, о финансовых вливаниях в научно-методические ресурсы, до прихода USAID вообще не существовавшие, особенно в регионах.

Сможет ли правительство России обеспечить преемственность всего социального наследства агентства, ответить невозможно. Поэтому поспешность с закрытием офиса губительна, и негативные последствия у этого процесса, безусловно, будут.

Хочется верить, что стороны приняли взвешенное и ответственное решение. Американские и российские власти должны адекватно представлять себе перспективу последствий резкого прекращения деятельности USAID и иметь стратегию на этот счет для минимизации вреда.

И меньше всего хочется думать, что это очередные политические игры».

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»
ИТАР-ТАСС

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Проект: «защита прав инвалидов: доступ к образованию»

Один из самых известных партнеров USAID «Перспектива» работает в России с 1997 года. Миссия организации — «добиться полного включения людей с инвалидностью во все сферы жизни общества и улучшение качества их жизни». «Перспектива» сотрудничает с более чем 30 общественными организациями из российских регионов и стран СНГ. За 12 лет деятельности организация помогла более чем 50 000 людей с инвалидностью и членам их семей и привлекла более 20 000 чиновников и специалистов сферы образования к участию в семинарах и мероприятиях.

Проект направлен, в первую очередь, на обеспечение доступа инвалидов к равным условиям инклюзивного образования (подход, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и другие особенности, включены в общеобразовательный процесс) и их юридическую поддержку. На сайте USAID отмечается, что «Перспективе» удалось привлечь более $400 000 от местных и международных доноров, включая ЮНИСЕФ, Еврокомиссию и частный бизнес. Организация занималась организацией международных конференций по вопросам инклюзивного образования и других крупных мероприятий. Программа «Образование для всех» включает представителей 26 регионов.

Большинство из 61 сотрудников «Перспективы» — люди с инвалидностью. Они сами успешно координируют, управляют и реализуют крупные межрегиональные проекты, работают с прессой и грантодателями, выступают на российских и международных конференциях.

Денис Мишель Роза, председатель правления РООИ «Перспектива»:

«Это был шок. Совсем скоро мы собирались заключать с USAID новый договор о сотрудничестве по проекту инклюзивного трудоустройства людей с инвалидностью. В первую очередь, программа была рассчитана на регионы, теперь она оказалась под угрозой срыва. Речь идет, как и в случае с нашим образовательным проектом, о том, чтобы жители России, имеющие физические особенности, не чувствовали себя вне общества, не ощущали нарушения своих прав на труд. Помимо Москвы, проект должен был запускаться еще в пяти городах.

У нас есть и другие источники финансирования, но поддержка USAID на протяжении всего времени существования «Перспективы» была очень значима для нас и для наших региональных партнеров. Надеюсь, никто из них не закроется из-за недостатка средств. Агентство помогало не только деньгами, оно также организовывало, например, поездки наших клиентов в штаты. Совместно мы добились очень многого.

Пока прошло мало времени, и новых предложений о замещении выпадающего финансирования нам не поступало. Возможно, придется придумать какую-то новую стратегию для сотрудничества со спонсорами.

Найти адекватную замену будет трудно. Все наши успехи во многом были связаны с той поддержкой и тем доверием со стороны USAID, что мы получали на протяжении долгих лет. Всего за истекший период объем финансовой помощи «Перспективе» составил 3,8 млн рублей».

Фонд развития информационной политики
РИА Новости

Фонд развития информационной политики

Проект: «медиа и политика: диалог как основа российского общества»

Фонд развития информационной политики (ФРИП) – НКО, созданная для «внедрения современных демократических принципов в формирование информационной политики в регионах и привлечения СМИ к участию в этом процессе». ФРИП работает в 75 регионах.

Как следует из отчета о деятельности организации за 2009 год, иностранные поступления в ее адрес составили около 14 млн рублей. На сайте USAID говорится, что в том же году ФРИП провел 28 региональных и федеральных семинаров и круглых столов с участием 828 журналистов, 274 представителей органов власти и 348 работников НКО, политических и гражданских лидеров.

Фонду удалось получить и три государственных гранта: от администрации Нижнего Новгорода, от Роспечати и полпреда президента в ЦФО.

ФРИП указывает следующие направления своей работы: образовательная программа для сотрудников СМИ «по освещению общественно-политической жизни регионов и избирательных кампаний»; организация площадок для диалога участников регионального политического процесса; издание аналитических материалов и рекомендаций по эффективному освещению избирательных кампаний и роли СМИ в становлении гражданского общества; проведение всероссийской конференции «Практика СМИ по освещению выборов и региональной политики»; спецпроекты по развитию региональных и муниципальных СМИ.

Светлана Колесник, президент Фонда развития информационной политики:

«Наш совместный с USAID проект завершается в конце сентября. Мы пытаемся найти финансирование в разных структурах, прежде всего, российских. Однако есть нюансы поддержки НКО в России. У нас нет формы, распространенной в западных странах, при которой бизнес получает специальные налоговые льготы для спонсирования некоммерческих проектов. Минэкономразвития подготовило такой законопроект, но пока документ встречает сопротивление Минфина из-за угрозы нарушений со стороны нечистоплотных предпринимателей. На мой взгляд, было бы рациональнее сначала дать людям возможность получить финансирование по новому закону, а потом уже урегулировать отношения с давно работающими здесь организациями.

USAID в России сделало много хорошего и полезного. Агентство поддерживает массу важных социальных проектов – к примеру, по оказанию помощи детям, оставшимся без родительской опеки. Мы использовали деньги USAID для налаживания координации между властью и журналистским сообществом. Работники региональных СМИ направлялись для обмена опытом за рубеж. Теперь финансирование заканчивается. Мы сдали заявки на получение грантов в Общественную палату и другие места, но пока ответов не получили.

Важная особенность: USAID финансирует институциональные расходы организации. Это, прежде всего, аренда помещений, коммуникации и оплата базового состава сотрудников. В России преобладает другой тип – проектный. К примеру, вы можете запросить деньги, если вам нужно провести конференцию, но выделенная сумма покроет только непосредственно аренду зала, и никакого качественного эффекта добиться не получится. Для нашего конкурса «Власть, общество, СМИ», куда было подано рекордное количество заявок – более 500 со всех регионов, готовилась полноценная база: постоянная работа офиса со штатом сотрудников. Пока структур, которые покроют такие расходы, в России практически нет.

Насчет политической целесообразности работы USAID есть разные соображения. Отдельные сотрудники партнеров агентства в России повели себя не лучшим образом, когда начали путать собственную политическую позицию с деятельностью организаций, в которых работают. Думаю, никакой деструктивной деятельности агентство в России вести не собиралось. Мне жаль, что расставание происходит таким образом, без всяких переговоров и попыток сторон найти компромисс».

Фонд «Новая Евразия»
ИТАР-ТАСС

Фонд «Новая Евразия»

Проект: «российская программа независимых печатных СМИ»

Проект направлен на увеличение количества и качества независимых газет в России. Он помогает региональной прессе повышать эффективность бизнес-процессов, стандарты качества контента, профессионализм журналистов.

Фонд «Новая Евразия» оказал прямую поддержку 54 изданиям в 44 субъектах Федерации с совокупным тиражом более чем в 850 000 единиц и потенциальной аудиторией в 15 млн читателей, активно сотрудничал с Альянсом независимых региональных издателей, запустил несколько конкурсов для сотрудников СМИ и провел ряд крупных конференций.

Андрей Кортунов, президент фонда «Новая Евразия»:

«Решение было ожидаемым. Жизнь идет вперед, а принципы работы USAID в России менялись очень медленно и в каком-то смысле отстали. Для всех нас было бы лучше, чтобы на смену этой модели пришла новая, более эффективная модель российско-американского технического сотрудничества. Нужно обслуживать двустороннюю президентскую комиссию, развивать контакты между ведомствами и институтами гражданского общества. Жаль, что работа агентства завершается таким образом — с сохранением обиды со стороны США из-за недооцененности российскими властями усилий организации по поддержке важных социальных программ и подозрениями Москвы к тем целям и задачам, которые USAID здесь решало.

У нас прямых проектов с USAID было не так много. Мы, к примеру, реализовывали программу поддержки Ассоциации независимых собственников жилья, ведется программа поддержки независимых СМИ, но в принципе для фонда это не основной источник финансирования, не вопрос жизни и смерти. Конечно, сокращение денежных потоков создает сложности, которые предстоит преодолевать.

Важно, чтобы уход USAID не повлек за собой изменения отношения к американским моделям социальной поддержки в целом. Если возобладает позиция, что нам вообще не нужен опыт США ни в одной из сфер, хуже будет всем.

Российские НКО не поголовно зависят от USAID — многие ухода агентства из страны даже не заметят. Но, к примеру, правозащитникам по ряду причин приходится опираться практически исключительно на иностранные гранты, и найти альтернативу им будет крайне непросто. За последнее время многие американские частные фонды уже ушли из России или сократили финансирование проектов в стране: фонд Форда, фонд Карнеги и другие. Решение USAID — очередной удар для таких некоммерческих организаций. Не исключено, что правительство США найдет другие каналы финансирования. Но насколько они будут эффективны и насколько российские власти лояльно к ним отнесутся, вопрос открытый».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+