Проект: «UNAIDS: координация для действий»
Сворачивание деятельности USAID в России имеет политические предпосылки, но рискует привести к социальным последствиям. Речь, в первую очередь, идет о проекте профилактики ВИЧ-инфекции и борьбы со СПИДом. Проект UNAIDS призван координировать усилия российских властей, гражданского общества и других заинтересованных сторон в противостоянии смертоносному вирусу в соответствии с концепцией «трех принципов»: единой политики, единого органа, имеющего полномочия в этой сфере, и единой системы мониторинга и оценки.
В 2010-2011 годах агентство сотрудничало по линии UNAIDS с правительством России. Специалисты помогали внедрять в стране универсальные принципы профилактики, лечения и ухода за ВИЧ-инфицированными. Правительство получало экспертную консультацию, в рамках проекта был организован ряд круглых столов.
UNAIDS организовывало встречу на национальном уровне представителей НКО, работающих над проблемой ВИЧ/СПИД. В результате в декабре 2010 года была создана специальная рабочая группа. Также американская сторона организовывала поездки в США специалистов для обмена опытом и приведения профессиональных практик к единой модели.
Только в прошлом году на борьбу с ВИЧ/СПИД в России USAID и Госдеп направили более $10 млн.
Павел Аксенов, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Эсверо»:
«Эсверо» напрямую с USAID не работало. По нашему мнению, у агентства несколько двойственный подход к вопросам профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков. В частности, речь идет о финансировании отдельных программ, которые USAID не поддерживала. И все же переоценить роль агентства в России сложно.
Делалось действительно многое, реализовывалось огромное количество программ, выстроенных очень профессионально, очень глубоко, при отличной методической базе. USAID организовывало множество мероприятий по обмену опытом с участием специалистов, в том числе, нашей организации. Такое партнерство дало нам многое в плане расширения кругозора, повышения профессионального мастерства, улучшения знаний и навыков, позволило на многие вещи посмотреть по-другому и продвинуться вперед в плане методической составляющей.
Закрытие офиса USAID стало большой неожиданностью, хотя мы и видим тенденцию на постепенное сокращение внешней поддержки внутри страны. В данном случае особое удивление вызвала поспешность, с которой решение принималось. Сжатые сроки для сворачивания деятельности российского офиса агентства рационально объяснить достаточно трудно.
Опасения теперь возникают за большое количество социальных программ и проектов, прежде всего, в сфере профилактики ВИЧ-инфекции и туберкулеза — абсолютно смертоносных и губительных для страны заболеваний. Речь идет о жизнях конкретных людей — клиентов этих программ и проектов, которые получают абсолютно осязаемую ежедневную помощь, о профессиональном росте специалистов, о финансовых вливаниях в научно-методические ресурсы, до прихода USAID вообще не существовавшие, особенно в регионах.
Сможет ли правительство России обеспечить преемственность всего социального наследства агентства, ответить невозможно. Поэтому поспешность с закрытием офиса губительна, и негативные последствия у этого процесса, безусловно, будут.
Хочется верить, что стороны приняли взвешенное и ответственное решение. Американские и российские власти должны адекватно представлять себе перспективу последствий резкого прекращения деятельности USAID и иметь стратегию на этот счет для минимизации вреда.
И меньше всего хочется думать, что это очередные политические игры».