Депутаты решили усилить наказание по всему комплексу антитеррористических статей Уголовного кодекса России. Речь идет о статье 205 (теракт + в статью добавляется еще одна цель преступения — дестабилизация деятельности органов власти) и ее уточнениях, от содействия террористам до публичных призывов к террористической деятельности или оправдания терактов, статье 206 (захват заложников), 211 (угон самолета и других транспортных средств), 277 (посягательство на жизнь госдеятеля), 278 (захват власти с применением насилия), 279 (вооруженный мятеж) и 360 (нападание на лиц и организации, действующие под международной защитой). По 205-й, 206-й и 211-й статьям вводится наказание вплоть до пожизненного заключения.
Террористы теперь не смогут рассчитывать на условные сроки, суды не смогут назначать им наказания ниже среднего предела, применять в отношении них отсрочку лишения свободы и освобождение от ответственности по истечении срока давности преступлений.
Игорь Трунов
Депутаты будто впали в истерию на почве борьбы с терроризмом. Хлынул настолько мощный поток сырых и непродуманных, но непременно ужесточающих инициатив, что у меня складывается ощущение, будто террористы достигли своей цели, то есть посеяли ужас, как минимум, в среде парламентариев. Эти предложения часто не соответствуют ни российской нормативной базе, ни международным юридическим принципам, таким как презумпция невиновности: достаточно вспомнить недавнее введение материальной ответственности для родственников террористов только потому, что они родственники, а не потому, что они совершили преступление.
Есть общая формула: ужесточение ответственности никогда не ведет к победе над преступностью. Самый болезненный вопрос сегодня — это работа правоохранительных органов, это связка «коррупция — низкое качество правоохранительной деятельности». Вместо эффективного противостояния терроризму силовики и так уже нагородили огород из множества норм права, вариаций 205-й статьи, которые на деле никак не помогают устранять проблему и богатой судебной практики по которым мне, по крайней мере, неизвестно. Лейтмотив «чем жестче кара - тем меньше терроризма» в корне неверен, акцент должен делаться на профилактике преступлений, на агентурной и оперативно-розыскной работе. Для этого нужна реформа правоохранительных органов.
Запрет условных сроков, к примеру, выглядит абсурдно: а где, интересно, законодатели в российских реалиях видели, чтобы гуманные суды давали условные сроки по «террористическим» статьям? Наши суды и без того никогда никого не оправдывают. Это виртуальные «страшилки» для непосвященного человека, для создания иллюзии бурной деятельности наших депутатов и спецслужб. При этом власти отказываются от наиболее эффективного пути — попытки диалога с теми, кто «ушел в лес», благодаря этой мере в Чечне, к примеру, удалось вернуть к нормальной жизни многих бывших боевиков и даже перековать их в сотрудников правоохранительных органов.
Так же одиозно предложение о пожизненном сроке для террористов. Интересно, испугает ли такое наказание террористов-шахидов, которые взрывают сами? К тому же, в реальности спецслужбы практически не доводят дела о терроризме до суда, существует целая практика «уничтожения» подозреваемых на месте и объяснения их преступлений постфактум, когда нам остается только верить силовикам на слово.