К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кто виноват: несли ли главы компаний ответственность за теракты на транспорте

Кто виноват: несли ли главы компаний ответственность за теракты на транспорте
Forbes проанализировал теракты на транспорте в России последних 10 лет

18 декабря по делу о теракте в аэропорту Домодедово был задержан его владелец Дмитрий Каменщик. Он обвиняется в ненадлежащем обеспечении мер безопасности аэропорта, что позволило террористу-смертнику беспрепятственно совершить подрыв. Несмотря на внушительную историю терактов на транспорте в России, дело Каменщика может стать прецедентным.

Взрыв «Невского экспресса», 2007 год
Фото Евгения Асмолова·ТАСС

Взрыв «Невского экспресса», 2007 год

13 августа 2007 года были взорваны пути под скорым поездом №166 «Невский экспресс» неподалеку от города Малая Вишера Новгородской области. Пострадали 60 человек. 15 ноября 2007 года министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил, что теракт раскрыт благодаря «высокому профессиональному мастерству, настойчивости и самоотверженности» сотрудников подразделений по борьбе с оргпреступностью. На скамье подсудимых оказались Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев, хотя в ходе дела кроме них были задержаны еще пять человек, их причастность не была доказана. Дзахкиев и Хидриев обвинялись в изготовлении и перевозке взрывчатки. Хидриев признал свою вину.

13 августа 2008 года Следственный комитет объявил в розыск «русского ваххабита» Павла Косолапова, которого правоохранительные органы подозревают в причастности к ряду терактов на территории России, в частности к взрывам в московском метро в 2004 году, на газораспределительных станциях и ЛЭП в Подмосковье, на автобусных остановках Воронежа и на рынке Самары. Его считают непосредственным организатором и изготовителем взрывных устройств. По оперативным данным, заказчиком терактов был полевой командир Доку Умаров (8 апреля 2014 года было объявлено о его смерти в ходе операции российских спецслужб). Косолапов до сих пор не найден.

В ходе следствия по основному делу о теракте появилось еще одно — возбужденное по статье «Попытка дачи взятки должностному лицу». Подсудимый Саламбек Дзахкиев и его адвокат Магомед Разаков попытались подкупить следователя. Они предложили руководителю следственной бригады Николаю Ущаповскому 1 млн рублей за освобождение Дзахкиева из-под стражи. Следователь сообщил об этом предложении в ФСБ, и передача денег происходила под контролем оперативников.

15 января 2010 года Новгородский областной суд признал Дзахкиева и Хидриева  виновными в незаконном перевозе взрывчатки и приговорил их к лишению свободы на срок 10 лет и 4 года соответственно в колониях строгого и общего режима. При этом они были оправданы по статье «терроризм». Защитники обвиняемых пытались обжаловать решение, но Верховный суд оставил его в силе. Хидриев, признавший свою вину на этапе следствия, вышел на свободу весной 2012 года.

Ответственность: руководители, менеджеры и сотрудники компании РЖД не привлекались к ответственности. Ущерб компании от теракта превысил 236 млн рублей.

Взрыв «Невского экспресса», 2009 год
Фото Александра Петросяна·ТАСС

Взрыв «Невского экспресса», 2009 год

27 ноября 2009 года были взорваны пути под скорым поездом №166 «Невский экспресс». 28 человек погибли, более 120 получили ранения. Официальной версией произошедшего стал теракт. Как и два года назад, во время первого подрыва поезда «Невский экспресс», заказчиком был назван Доку Умаров.

В ходе следствия была установлена причастность к подрыву более 10 человек. Проповедник и идеолог боевиков Саид Бурятский (Александр Тихомиров) и братья Картоевы были уничтожены в ходе спецоперации. Остальные попали на скамью подсудимых и получили разные сроки лишения свободы.

Ответственность: руководители, менеджеры и сотрудники РЖД не привлекались к ответственности. Тогдашний премьер-министр Владимир Путин подписал постановление правительства о выделении компании 1 млрд рублей субсидий на обеспечение дополнительных мер безопасности. Ущерб компании от теракта составил 180 млн рублей.

Взрывы в московском метро, 2010
Фото Алексея Филиппова·ТАСС

Взрывы в московском метро, 2010

29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Московского метрополитена с разницей в полчаса прогремели два взрыва. Как выяснилось позже, подрыв совершили террористки-смертницы, одна из которых, 17-летняя Джанет Абдуллаева — вдова убитого в ходе спецоперации «эмира Дагестана» Умалата Магомедова. В результате теракта погибли 41, были ранены более 80 человек. Ответственность за взрывы взял на себя Доку Умаров. В апреле 2013 года был определен круг пособников террористок: за взрывами стоял Магомедали Вагабов – один из лидеров диверсионно-террористического подполья, действовавшего на территории Дагестана. Вагабов, как и другие причастные к терактам на «Лубянке» и «Парке культуры» боевики – Алиев, Щащаев, Магомеднабиев, Рабаданов и Исагаджиев, был убит, оказав сопротивление при попытке задержания.

Ответственность метрополитена: руководители организации не привлекались к ответственности.

Ответственность государства: 11 мая 2010 года пострадавшие от взрывов подали иск к Минфину РФ на сумму 5 млн рублей в интересах мальчика, потерявшего родителей в результате взрыва на «Лубянке». Помимо иска к Минфину была подана жалоба на Национальный антитеррористический комитет РФ за бездействие. О дальнейшем развитии дела неизвестно.

Теракт в аэропорту Домодедово, 2011
Фото Артема Коротаева·ТАСС

Теракт в аэропорту Домодедово, 2011

Смертник Магомед Евлоев совершил самоподрыв в зале международных прилетов Домодедово 24 января 2011 года. Жертвами теракта стали 37 человек, более 170 пострадали. Ответственность за теракт взял на себя Доку Умаров.

По факту случившегося было возбуждено уголовное дело о неисполнении требований транспортной безопасности, но оно было прекращено за отсутствием состава преступления.

Ответственность: были уволены начальник управления на транспорте МВД России по ЦФО Андрей Алексеев, начальник ЛОВД в аэропорту Домодедово и два его заместителя; руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Геннадий Курзенков уволился по собственному желанию.

Летом 2015 года стало известно, что следователи начали новое дело, фигурантами которого стали экс-глава российского представительства компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед» Светлана Тришина, управляющий директор ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секьюрити» Андрей Данилов, руководители аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов.  В рамках расследования проверялись сведения о том, что бизнесмены Каменщик и Валерий Коган входят в число фактических собственников «Домодедово». Позже глава СКР Александр Бастрыкин объявил, что следователи «наконец, нашли собственников «Домодедово» и будут добиваться от них возмещения «того колоссального вреда, который был нанесен терактом». Следователи полагают, что Каменщик, Тришина, Некрасов и Данилов внедрили систему досмотра на входах в аэропорт, ставшую причиной роста степени уязвимости комплекса. «В результате этого в январе 2011 года Магомед Евлоев беспрепятственно прошел в здание аэровокзального комплекса международного аэропорта «Домодедово» со спрятанным под одеждой взрывным устройством и произвел его подрыв», — считает следствие. Каменщик был задержан 18 февраля 2016 года. Ему предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Теракт в Волгограде, 2013 год
Фото ТАСС·пресс-служба Южного регионального центра МЧС РФ

Теракт в Волгограде, 2013 год

21 октября 2013 года в Волгограде террористка-смертница Наида Асиялова устроила подрыв в рейсовом автобусе. Погибли 7 человек, 37 получили ранения. Изготовителем бомбы был назван ее муж Дмитрий Соколов, который был убит в ходе спецоперации в 2013 году. Организатор теракта Мурад Касумов был уничтожен в Махачкале. Дело о теракте было закрыто в декабре 2013 года в связи со смертью всех причастных к нему лиц.

Ответственность: руководители и сотрудники компании-перевозчика, а также местные и региональные власти не привлекались к ответственности.

Взрыв на железнодорожном вокзале в Волгограде, 2013 год
Фото Дмитрия Рогулина·ТАСС

Взрыв на железнодорожном вокзале в Волгограде, 2013 год

29 декабря 2013 года на входе в здание железнодорожного вокзала в Волгограде произошел взрыв. Погибли 18 человек, были ранены 45. На следующий день в Волгограде произошел еще один теракт — взрыв троллейбуса. Как установило следствие, теракт в здании вокзала устроил смертник Аскер Самедов. Ему помогал позже взорвавший себя в троллейбусе Сулейман Магомедов. Переправкой смертников в Волгоград занимались братья Магомеднаби и Тагир Батировы, задержанные в ходе спецоперации. Вскоре были уничтожены еще четыре боевика, имевших причастность к терактам. Пособниками террористов были также названы Алаутдин Дадаев и Ибрагим Магомедов.

В декабре 2014 года Дадаев и Магомедов были признаны виновными в том, что предоставляли террористам убежища и получили 19 лет лишения свободы каждый. Братья Батировы были признаны виновными в пособничестве террористам и получили 3 года 10 месяцев лишения свободы.

Ответственность: руководители, менеджеры и сотрудники компании РЖД не привлекались к ответственности. 2 апреля 2014 года губернатор Волгоградской области Сергей Боженов ушел в отставку по собственному желанию.

Взрыв троллейбуса в Волгограде, 2013
Фото Дмитрия Рогулина·ТАСС

Взрыв троллейбуса в Волгограде, 2013

На следующий день после взрыва в здании железнодорожного вокзала в Волгограде террорист-смертник подорвал себя в пригородном троллейбусе. Погибли 16 человек, получили ранения более 20. Следствие установило, что теракты на вокзале и в троллейбусе были совершены одной группой лиц.

Ответственность: 2 апреля 2014 года губернатор Волгоградской области Сергей Боженов ушел в отставку по собственному желанию. Руководители и сотрудники компании-перевозчика к ответственности не привлекались.

Катастрофа самолета Кристофа де Маржери во Внуково, 2014
Фото СК РФ

Катастрофа самолета Кристофа де Маржери во Внуково, 2014

Этот случай не является терактом, однако редакция Forbes решила включить его в материал как пример ответственности собственника аэропорта. 

В ночь на 21 октября 2014 года во Внуково столкнулись взлетавший частный самолет Falcon, на борту которого были 63-летний гендиректор французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери и трое членов экипажа, и снегоуборочная машина.  В результате столкновения самолет упал и загорелся. Все люди на борту погибли. По данному факту было возбуждено дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Обвинение получили водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, старший инженер смены Владимир Леденев, диспетчер-инструктор Александр Круглов, руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер руления Наталья Архипова и диспетчер-стажер Светлана Кривсун. 21 сентября 2015 года стало известно, что из-под стражи освободили Мартыненко. В конце сентября 2015 года прокуратура вернула уголовное дело о катастрофе самолета Falcon на доследование. В январе 2016 года следователи отказались от обвинений в отношении Кривсун.

Ответственность: собственник аэропорта Внуково к ответственности не привлекался.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+