К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Если они не изменятся, они должны приготовиться к звукам пушек»

фото Foto SA / Corbis
фото Foto SA / Corbis
Китай отходит от политики мирного развития — это создаст новую головную боль для России

«Если эти страны (имеются в виду прежде всего Вьетнам и Филиппины) не изменят своего отношения к Китаю, они должны приготовиться к звукам пушек», — гласит опубликованная во вторник редакционная статья китайской  газеты Global Times, посвященная территориальным спорам в прилегающих к Китаю морях.

Разумеется, МИД КНР в тот же день заявил, что статья не отражает точку зрения правительства. Но когда китайская государственная газета, фактически орган международной пропаганды, подчиняющийся холдингу «Жэньминь жибао», печатает статью с угрозами войны, то едва ли это происходит из-за плохого настроения главного редактора. Китайские СМИ гораздо свободнее, чем принято считать, но так далеко их свобода не простирается.



Тональность публикации сильно отличается от многолетней риторики о «мирном развитии» Китая. Термин «мирное развитие», постоянно упоминаемый в китайских официальных документах, был введен в оборот в 2004 году председателем КНР Ху Цзиньтао, который посчитал, что использовавшийся ранее термин «мирное возвышение» звучал слишком агрессивно. Китай постоянно подчеркивает свое нежелание бороться за мировое лидерство и настаивает на своем стремлении к бесконфликтным и гармоничным отношениям с соседями.



В статье между тем говорится, что «некоторые соседние с Китаем страны воспользовались умеренными дипломатическими позициями Китая как возможностью расширить свои региональные интересы». Страны, вовлеченные в территориальные споры с Китаем на море, «ставят под угрозу единство китайской внешней политики».



В Китае все больше распространяются призывы «нанести ответный удар», и игнорировать их до бесконечности правительство не может. «Общественное мнение будет влиять на будущую китайскую внешнюю политику», — говорится в статье. Страны, участвующие в морских спорах с Китаем, могли упустить эту тенденцию и продолжают смотреть на Китай исходя из своих традиционных представлений. Если давление на Китай будет нарастать, то «контратака весьма вероятна».

Ранее Китай допускал лишь намеки на возможность применения силы. Например, в августе 2011 года на фоне очередного обострения споров с Вьетнамом китайские СМИ на протяжении нескольких дней демонстрировали крупные передвижения войсковых колонн к вьетнамской границе в Гуанси-Чжуанском автономном районе КНР. Позднее последовал комментарий Минобороны о том, что там прошли «обычные ежегодные учения». Прямые призывы к военным действиям были уделом блогов, в лучшем случае — комментариев отдельных экспертов.

 

Стоит ли за ужесточением китайской риторики растущая готовность к реальному применению силы? В значительной  степени да. Авторы Global Times совершенно правдивы, когда говорят о растущем числе сторонников жесткой внешнеполитической линии. И речь идет не только о миллионах интернет-патриотов, такую точку зрения высказывают публично представители генералитета и вполне известные и влиятельные специалисты в области международных отношений.

Критика нынешней внешней политики как слишком пассивной, мягкой и беззубой становится модной и повсеместной. Например, заместитель секретаря Китайского общества военных наук генерал-майор Ло Юань в интервью сайту «Жэньминьван» (также входит в холдинг «Жэньминь жибао») в конце сентября заявил, что необходимо учиться у России проведению жесткой внешней политики и реагировать на любые антикитайские шаги США не словами, а реальными ответными действиями. Он прямо критиковал китайскую внешнюю политику за  неспособность защитить национальные интересы.

 

Армия, прежде всего Университет национальной обороны НОАК, породили в последние годы немало авторитетных и популярных комментаторов которые прямо призывают к ужесточению политического курса. Мнение о необходимости перейти к активной, великодержавной политике высказывают не только военные.

Директор исследовательского института нефтегазовой корпорации CNPC Сюй Сяоцзе в начале сентября заявлял, что ливийский хаос «означает еще большее вовлечение Китая в ближневосточные дела, дает шанс нам усилить свое влияние как великой державы». Ливия стала «полем для соревнования между великими мировыми державами» из-за нефти, и это «станет важнейшим тестом для китайской нефтяной дипломатии».

Декан Института современных международных отношений Университета Цинхуа Янь Сюэтун прямо заявляет о необходимости смены прежней китайской внешнеполитической концепции, сформулированной еще Дэн Сяопином в 1980-е годы и предполагавшей отказ от военных союзов, стремления к политическому лидерству и активного вмешательства в международные проблемы, не затрагивающие непосредственные интересы КНР. По мнению Янь Сюэтуна, Китай должен стремиться к созданию системы двусторонних союзов, предполагающих помимо прочего и обмен военными гарантиями.

 

Выступая перед иностранными журналистами в Пекине в июне 2011 года, Янь Сюэтун прямо признал наличие дискуссии в китайской правящей элите по вопросу о возможной смене внешнеполитического курса. Он отметил, что сторонники перемен, такие как он, пока что в меньшинстве. Но, вероятно, их уже достаточно много, чтобы их мнение могло быть услышано.

Едва ли Китай всерьез планирует крупный военный конфликт с странами АСЕАН из-за споров в Южно-Китайском море — последствия такого конфликта будут слишком обременительными, да и слишком много сил и средств вкладывается в развитие торговли с регионом. Но попытки проучить, эффектно щелкнуть по носу зарвавшихся вьетнамцев или филиппинцев путем разовой, локальной, хорошо подготовленной силовой акции могут стать реальностью.

Если принципиальный пересмотр китайской внешней политики произойдет, то России это принесет как новые возможности, так и новые проблемы. Россия является важным партнером и поставщиком оружия и для КНР, и для некоторых стран АСЕАН. Например, еще в феврале 2010 года известный китайский военный теоретик контр-адмирал Инь Чжо заявил в интервью агентству «Чжунго Синьвэнь», что развертывание подводных лодок флотами стран АСЕАН «становится вызовом» для Китая. Он особо выделил Вьетнам, который, как известно, заключил с Россией крупный контракт на поставку партии подводных лодок проекта 636 и строительство для них береговой инфраструктуры. В условиях напряженности от Москвы потребуются серьезные, заблаговременно подготовленные усилия, чтобы не оказаться меж двух огней, сохранить за собой все перспективные рынки и не испортить ни с кем отношения.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+