Гид Forbes по финансам футбольной Англии: иностранцы контролируют больше половины клубов
Неделю назад начался новый сезон английской премьер-лиги. Любой болельщик назовет с десяток причин почему нужно следить за этим турниром — от красивой картинки ТВ до «русских команд». Если обобщить и кратко сформулировать, то премьер-лига — самый интересный и увлекательный национальный чемпионат. А эпитет «интересно и увлекательно» всегда привлекает деньги. Вот о деньгах и поговорим.
По каждому из 20 клубов премьер-лиги мы изучили финансовую отчетность и составили общий портрет лиги. В ходе исследования разбиралась отчетность не футбольного клуба, а его головной компании, так как именно этот документ наиболее полно отражает финансовое положение. Объясню почему: бизнес клубов зачастую представлен разветвленными холдингами и, например, долги могут находится на балансе не клуба, а «сестринской» или «материнской» структуры (см. примеры с разбором финансов Arsenal и Chelsea).
Еще один момент — особенности учета. Финансовый год у клубов не совпадает с календарным, то есть не заканчивается 31 декабря, а идет как футбольный сезон и завершается либо 31 мая, либо 30 июня. Так как 2012 финансовый год у команд премьер-лиги закончился буквально несколько месяцев назад и отчетов пока нет, то в своем исследовании мы использовали данные за 2010/2011 финансовый год.
Собственники клубов. Иностранные владельцы у английских команд появились еще в 1990-е, но тогда египтянин Мохамед Аль-Файед и американец сербского происхождения Милан Мандарич купили Fulham и Portsmouth, которые выступали не в премьер-лиге, а в первой лиге. Бум покупок в английском футболе начался в середине 2000-х вслед за приходом Романа Абрамовича в Chelsea и американца Малкольма Глейзера в Manchester United. На протяжении последних пяти сезонов иностранные инвесторы контролировали 9-10 из 20 клубов премьер-лиги.
К новому сезоне 2012/2013 годов состав участников турнира традиционно обновился: три клуба ушли в чемпионшип (следующий по силе дивизион — Forbes), а три команды вернулись в премьер-лигу. Двумя из этих трех клубов владеют иностранные инвесторы: Southampton принадлежит семье швейцарского предпринимателя Маркуса Либхерра, контрольный пакет Reading – Антону Зингаревичу, сыну бизнесмена Бориса Зингаревича (№148 в рейтинге богатейших российских бизнесменов). Таким образом, иностранцы теперь контролируют больше половины клубов премьер-лиги: 11 из 20.
Наибольшим спросом английские команды пользуются среди американцев: бизнесмены из США владеют 5 клубами, причем три из них с приставкой «топ» — Manchester United, Arsenal и Liverpool. Следующая по численности группа среди инвесторов — граждане России: это уже упоминавшиеся хозяева Chelsea и Reading, плюс миллиардер Алишер Усманов, владеющий крупной долей Arsenal.
Доходы. Ничто так не иллюстрирует финансовое благополучие премьер-лиги как сравнение команд, занимающих низкие места в таблице. 5 из 20 изучаемых клубов в сезоне 2010/2011 годов играли в чемпионшипе и первой лиге. Их годовые продажи в том сезоне не превышают £25 млн. Начав выступать в премьер-лиге в прошлом или этом году клубы могут рассчитывать как минимум на удвоение выручки. Этот рост обеспечат поступления от продажи прав на телетрансляции: английская премьер-лига «по-социалистически» распределяет деньги между клубами и даже заштатный аутсайдер может рассчитывать на сумму около £40 млн (у лидеров чемпионата — около £60 млн). У небольших команд доля телевизионных денег в общей выручке находится в диапазоне 60-90%, то есть «социалистическое» распределение телевизионных прав поддерживает конкурентоспособность внутри премьер-лиги.
Другой полюс — богатые команды. За последние несколько сезонов в Англии сформировалась «большая шестерка» клубов: выручка каждого превышает £150 млн, что как минимум в 1,5 раз больше, чем у других команд. Между этими клубами и остальными финансовая пропасть: их отличают огромные доходы от продажи билетов и абонементов (в 2 раза и больше, единственное исключение — Manchester City), а также высокая коммерческая выручка от спонсоров и атрибутики (в 2 раза и больше). В элитную группу входят три клуба из Лондона (Arsenal, Chelsea и Tottenham), два — из Манчестера (City и United) и Liverpool. Пять команд из «большой шестерки» принадлежат иностранным владельцам, только Tottenham остается «чисто британским».
Расходы. Крупнейшая статья затрат любого футбольного клуба — зарплата и бонусы для игроков. В финансовой отчетности английских команд не раскрываются расходы только на футболистов, есть затраты на весь персонал (включают зарплаты, пенсионные отчисления и социальные налоги). Крупнейшими платежными ведомостями располагают Chelsea (£191 млн) и Manchester City (£174 млн), арабский владелец которого пошел по стопам Романа Абрамовича. Клубы не скупятся на дорогих игроков, а в случае лондонского клуба еще и на регулярное приглашение (и последующие отставки) дорогих тренеров.
Следом идет Manchester United (£153 млн) и с большим отрывом — Liverpool (£129 млн) и Arsenal (£124). Из клубов «большей шестерки» только Manchester United и Arsenal могут похвастать финансовой дисциплиной — расходы на персонал не превышают 50% выручки. У Manchester City этот коэффициент превышает 100%, то есть команда только на одни зарплаты тратит больше, чем зарабатывает.
Убытки и инвестиции владельцев. Если расходы превышают доходы, то, естественно, у клуба появляется убыток. И здесь опять «отличились» Manchester City и Chelsea. У команды из Манчестера убыток составил почти £200 млн, у Chelsea — около £80 млн. Всего же в премьер-лиге 14 убыточных клубов; еще 6 — закончили 2010/2011 финансовый год с плюсом. Суммарный убыток клубов лиги превышает £400 млн.
Прибыль у Arsenal и Manchester United — около £13 млн — могла быть и больше, но оба клуба тратят на обслуживание долгов по несколько десятков миллионов фунтов в год. У Arsenal задолженность образовалась после строительства нового стадиона, у Manchester United — из-за того, что владельцы повесили кредиты, взятые на покупку команды, на сам клуб. При этом оба клуба не имеют никакой финансовой поддержки от своих собственников.
У большинства других команд помощь со стороны владельцев является последним звеном в логической цепочке «огромные расходы — убытки — инвестиции». Крупнейшие получатели — и это уже неудивительно — Manchester City и Chelsea. Правда, собственники клубов используют разные инструменты поддержки: хозяин клуба из Манчестера Шейх Мансур влил деньги в капитал, купив новую эмиссию акций на £184 млн, а Роман Абрамович выписал очередной беспроцентный кредит на £79 млн.
Долги. Cовокупная задолженность клубов премьер-лиги составляет около £2,6 млрд, а на команду Романа Абрамовича приходится почти треть общей задолженности (£819 млн). £2,6 млрд — огромная сумма, это даже больше всей ежегодной суммарной выручки (около £2 млрд). Катастрофа? Не совсем. Значительная часть долга (около £1,6 млрд) приходится на беспроцентные кредиты владельцев: пример, все тот же Абрамович. То есть задолженность вроде есть, а вроде бы ее и нет: трудно представить, что собственники вдруг начнут требовать от клубов свои деньги. А команды с «рыночными долгами» вроде Arsenal и Manchester United располагают £150-миллионными накоплениями.
Если рассчитать чистый долг по лиге, скорректированный на кредиты владельцев и денежные средства, то его объем не превышает £700 млн. Сумма большая, но, по крайней мере, не такая пугающая. А, значит, «гонка денежных мешков» в английском футболе будет продолжаться.