Что получит Украина
Пять лет Украина прожила под девизом «Мы ждем Евро-2012». Вот, дождались. Сегодня, 8 июня, долгожданный турнир стартует в Варшаве на матче открытия между Польшей и Грецией. А завтра, 9 июня, первый на Украине евросвисток прозвучит в Харькове, и на поле стадиона «Металлист» выйдут команды Голландии и Дании.
По календарю чемпионата в Киеве Евро начнется 11 июня, это значит, что украинская столица имеет еще два дня и три ночи для последних приготовлений. Как всегда, для полной готовности не хватило пары дней. Как всегда, запрягали очень долго, чтобы потом авралом и штурмом героически преодолевать возникшие трудности. Ну, с главным справились: стадионы готовы, аэропорты построены, отели открыты, дороги залатаны. А остальное, менее существенное, тоже как всегда: как-нибудь прокатит, авось пронесет.
Евро-2012 явил массу примеров единства и борьбы противоположностей. Начнем с восприятия события на Украине. Ответы на вопрос «Что есть Евро для Украины — благо или геморрой?» — разбегаются к двум полюсам. Одни радостно считают плюсы: построена инфраструктура; Украину узнают в мире; к нам приедут туристы, которые оставят в стране кучу денег; потом эти и другие туристы приедут к нам еще и еще. В конце концов: футбольный праздник, три недели эмоций и адреналина. Да и как иначе украинская сборная смогла бы попасть в финальную часть чемпионата Европы, если не на правах хозяйки?
Другие мрачно возражают: вбухали кучу бюджетных денег; нагрузили страну огромными долгами; на строительстве объектов наворовали немерено; кому после Евро будут нужны эти отели, аэропорты, вокзалы? Иностранцев, во-первых, приедет мало, потому что цены задрали безбожно; во-вторых, приедут они в поисках дешевого секса, да еще заразы навезут и педофилию разведут. В общем, гори оно огнем, это Евро, уедем подальше из принимающих городов от этого кошмара.
Как всегда в жизни, по-своему правы и те и другие: все зависит от угла зрения.
Вот пример диалектики УЕФА. Эту организацию интересует прежде всего проведение собственно турнира. Поэтому главное внимание было обращено на обустройство стадионов, аэропортов и отелей. У так называемой семьи УЕФА (команды, делегации, функционеры, спонсоры, почетные гости, журналисты) проблем на Украине не будет. Не останется УЕФА и внакладе: футбольный Евросоюз уже заработал от продажи билетов, телевизионных и маркетинговых прав, от мерчендайзинга и спонсорства свыше $1,4 млрд.
А вот каково придется рядовым болельщикам, УЕФА интересует намного меньше. Это сфера ответственности принимающих городов. И в самом деле, не УЕФА ведь должна мостить дороги, налаживать работу городского транспорта и обучать милиционеров английскому языку.
Неслучайно глава Местного организационного комитета «Евро-2012 Украина» (структура УЕФА, курирующая подготовку турнира) Маркиян Лубкивский сказал, что перед Украиной стояли задачи цивилизационного характера. И недаром еще пять лет назад, сразу после победы в тендере за право принять Евро-2012 президент Федерации футбола Украины Григорий Суркис провозгласил «пятилетку Ренессанса»: Украине предстояло за короткий срок стать европейской страной путем интенсивных преобразований. Сегодня об этом стыдятся вспоминать: время было бездарно потрачено. Само проведение чемпионата в Украине неоднократно стояло под угрозой отмены. И лишь усилиями команды, пришедшей к руководству после смены президентов страны, за два года удалось наверстать все отставания и худо-бедно подготовиться к турниру. При этом команда явно не обделила себя, ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства. Например, были отменены тендерные процедуры для закупки материалов или выбора подрядчиков, а большинство работ выполнили компании, близкие к ответственному за подготовку Евро вице-премьеру.
Только страна при этом европейской так и не стала. Даже принимающие матчи чемпионата четыре отдельно взятых ее города — Киев, Донецк, Львов и Харьков — хоть и обзавелись рядом новых объектов, но от стандартов Берлина или даже Гданьска по-прежнему далеки. Но мы надеемся, что футбольные фанаты — люди неприхотливые, стойкие, активные, которые наши неудобства воспримут как экзотическое сафари и трудности перенесут успешно.
Кроме того, нужно отметить, что Украина проиграла информационную кампанию, связанную с Евро-2012, — как внутри страны, так и за ее пределами. Внутри Украины практически ничего не сделали, чтобы внятно объяснить людям, что реально принесет чемпионат им и стране. Глянцевые пафосные телевизионные ролики и назойливые рекламные стенды вызвали скорее обратный эффект: массу людей в канун чемпионата уже тошнило от самого слова «Евро». Во Львове даже открыли в центре города зону, свободную от Евро, где разговоры на футбольную тематику и любые футбольные атрибуты запрещены.
А в Европе Украина стала объектом мощной информационной травли, основанной на медвежьей внутренней политике нынешнего руководства страны. И в этой травле все смешалось в кучу — от прав человека и преследований политических оппонентов до плохого обращения с животными, процветающей проституции и надуманной проблемы расизма. И ничего противопоставить этой волне негатива Украина не сумела. Если Виктор Янукович недосчитается в VIP-ложе какого-то числа европейских политиков, это беда небольшая. А вот не увидеть на Украине множества напуганных европейских болельщиков действительно будет жалко и обидно.
Хотя, конечно, рядовые украинцы и сами приложили руки к тому, чтобы отпугнуть потенциальных гостей. Алчность, которая охватила владельцев гостиниц и других объектов размещения, непомерно задравших цены, привела к тому, что многие болельщики плюнули и решили свести свое пребывание в Украине к маршруту «аэропорт-стадион-аэропорт» в день матча. Если за пару месяцев до начала Евро говорили о миллионе гостей, то теперь рассчитывают где-то тысяч на пятьсот-шестьсот.
В любом случае чемпионат все расставит на свои места — и команды в турнирной таблице, и экономические ожидания Украины.
Польша. Пора просыпаться!
Наконец-то это началось! В Варшаве стало казаться, что чемпионат Европы по футболу – это какое-то мерчиндайзинговое мероприятие, имеющее крайне опосредованное отношение к живому человеку: атрибуты-то — флажки, разукрашенные здания, продукты с символикой и т.п. — все есть, а вот жизни-то футбольной — как раз нет. Смешно сказать: за первые несколько дней пребывания в польской столице в начале нынешней недели мне не встретилась ни одна шумная фанатская группа численностью хотя бы более трех человек. Так, какие-то отдельные кадры в шарфах и кепках появлялись, но чаще всего на деле они оказывались торговцами сувенирами, и в обмен на фотографию или общение просили купить у них польскую кепку. На вопрос, зачем она, польская-то, они как-то загадочно улыбались и произносили единственную фразу: «Пять злотых». Важность чего-то грандиозного можно было понять еще и по тому, что любые новости на любых каналах начинались с анонса Евро, а на центральном телеканале TVN24 запустили часы с обратным отсчетом времени, оставшегося до старта первенства.
Даже в футбол здесь чаще играли в виртуальном, нежели в реальном пространстве. Например, в одном из магазинов производители игровой приставки решили прорекламировать свою продукцию таким образом: поставили огромный экран, перевели приставку на автоматический режим и заставили ее играть один и тот же матч — Польша против России. К 20-й минуте игры российская сборная вела со счетом 2:0, польская окопалась в своей штрафной и неуклюже отбивалась, а запакованные приставки продолжали лежать на своих местах — вряд ли сейчас в Польше можно найти менее фартовую вещь.
Но за день до старта чемпионата, уже во Вроцлаве, народ раскачался. То ли приезжие фанаты свое слово сказали, и негоже было на их фоне выглядеть просто организаторами, то ли открытие фан-зоны с многочисленными пивными палатками подогрело интерес к чемпионату, но вчера в городе было шумно и весело. В самом центре, на Рыночной площади раскинулась огромная фан-зона, которая, судя по буклетам, может вместить до 30 000 человек. Здесь были фанаты в разукрашенных париках, закутанные во всевозможные флаги, начиная от португальского и заканчивая болгарским; были волонтеры, которые заметно волновались и потому иногда не помогали, а, скорее, запутывали еще больше; были различные музыкальные группы, которые зажигали на сцене. Организаторы фан-зоны решили отказаться от оплаты наличными — расплатиться здесь можно было лишь пластиковой картой. Один из польских банков раздавал всем желающий дебетовые неименные карты, на которые можно было внести депозит, а потом заплатить по системе бесконтактных платежей PayPass, что оказалось очень удобным. Выгода самого банка заключалась, видимо, в том, что при депозите он удерживал комиссию в 2%.
Основную массу болельщиков во Вроцлаве должны представлять чехи: здесь они проведут все три групповых матча. Но вчера было куда больше российских фанатов. В отношении наших болельщиков можно было вывести прямую закономерность между возрастом и крепостью принимаемого алкоголя: если молодежь лет до 30-35 бодрила себя пивом и стояла возле сцены, активно снимая на фотоаппараты иностранцев, элементы фан-зоны и самих себя, то опытные болельщики предпочли оккупировать кафе по периметру Рыночной площади. От фан-зоны их огораживал высокий забор, поэтому видеть, что происходит внутри, они не могли. Но веселиться им это не мешало. Диалоги строились примерно в таком ключе:
— Русский?
— Русский.
— Ну заходи, русский, посмотрим, какой ты русский…
Далее — одобрительный гул товарищей по столику, шот водки и звон пивных бокалов. Конкурировать с ними по количеству выпитого могли только ирландцы, которые шумно вели себя в баре, но за пределы столиков их энергия не выходила.
…Вечером уже после закрытия фан-зоны один из российских болельщиков стоял в центре Вроцлава, размахивал российским флагом на деревянном древке и кричал одну единственную фразу «Россия порой!». Что именно это обозначало, никто не догадался, но на всякий случай окружающие обходили его стороной и настороженно оглядывались. После своего двухминутного бенефиса болельщик вдруг вспомнил, что здесь он был не один: «Саша? — заорал он. — Саня!!!». От дерева отделилась какая-то тень со спортивной сумкой на плече и кивнула головой (может, просто оступилась). Знаменосец мигом успокоился. В 12 часов ночи болельщиков на улицах почти не осталось, и город впервые за пять часов успокоился. Впрочем, передышка эта будет совсем недолгой: через пару часов сборная Польши проведет свой первый матч на чемпионате Европы (Россия сыграет с Чехией в 22.45 по Москве), и Вроцлав проснется снова.