К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Центр мира

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
«Код Дурова» — книга об интернет-поколении, меняющем общество

В России  мало историй настоящего, чистого успеха, когда бизнесмен создает компанию и бренд мирового или национального масштаба. Еще меньше историй, когда успехом счастливчик обязан не связям в администрации президента или участию в залоговых аукционах, а оригинальной идее и упорству. Павел Дуров, создатель и руководитель социальной сети «ВКонтакте» — одно из редких исключений. Фигура одного из самых скандальных и закрытых российских предпринимателей — в центре повествования книги «Код Дурова» Николая Кононова, которая выйдет в издательстве «Манн, Иванов и Фарбер».

«Код Дурова» — книга не очень типичная. Кононов предлагает литературную версию истории взлета первой «социальной сети» России. Кавычки не случайны — в данном случае неизбежны аналогии с нашумевшей книгой Бена Мезрича, по мотивам которой был снят знаменитый фильм «Социальная сеть» об отце Facebook Марке Цукерберге. Как и в случае с американским прообразом, автор пытается взглянуть на бизнес-конфликты или решающие проекты Дурова через самого предпринимателя. «Код…», так же как и «Социальная сеть», не дает однозначных ответов на вопрос о том, прав или не прав был Дуров в конфликтах с партнерами или конкурентами, оставляя это читателю. Но есть и отличие. Выход книжки Мезрича вызвал несколько микроскандалов, когда, к примеру, один из героев книги Шон Паркер заявлял, что с автором толком и не общался. В случае же с «Кодом…» ситуация другая. Николай Кононов основывается на сухих фактах и глубинных интервью с участниками событий, но при этом дорисовывает картину забавными деталями, вводя реальные исторические эпизоды в контекст времени. Это своего рода книжная версия Documentary, модного ныне телевизионного жанра, объединяющего элементы художественного и документального кино.

С этой точки зрения главный герой для книги выбран чрезвычайно удачно. Павел Дуров — персонаж противоречивый. Выросший в семье питерской интеллигенции, Дуров в бизнесе ведет себя жестко, порою даже нагло. Книга начинается с эпизода, когда Дуров со товарищи почти взашей выталкивают менеджера крупной западной компании из своего кабинета. Дуров подозрителен, склонен к самым неожиданным решениям. В обычной жизни диктатор и харизматик, он, как следует из книги, готов до последнего и часто в ущерб своим материальным интересам отстаивать идею свободного интернета. Во время декабрьских митингов протеста, несмотря на давление прокуратуры, он отказался ограничивать количество участников группы Алексея Навального. Он скрытен, что, однако, не мешает ему устраивать скандалы: разбрасывал деньги с балкона Зингера, придумал эротическую фотосессию моделей в кабинете, вызвал возмущение сталинистов, написав 9 мая в Twitter, что странно радоваться результату Великой Отечественной войны.

 

Но ровно из этих противоречий и вырисовывается внутренне логичная мозаика.

Мир таков, каким ты его представляешь. Если бы Дуров смотрел на Цукерберга и прочих гуру интернета снизу вверх, а не воспринимал их как равных себе, наверное, никогда бы не сложилась ситуация, при которой «ВКонтакте» может игнорировать предложения о сотрудничестве мировых лидеров в разработке игр для сетей. Если не воспринимать конкурентов как настоящих идеологических врагов, трудно противостоять жестким бизнес-процессам Mail.ru или отлаженной пиар-машине правообладателей, крупнейших теле- и кинокомпаний.

 

Американская пресса любит рассказывать об интернетных небожителях Кремниевой долины, их наполеоновских планах контролировать весь мир и мозг каждого из нас. Сами они яростно открещиваются от навязываемого образа. Хотите понять, почему это у них получается? Почитайте про Дурова — он видит себя в центре мира. Значит, он там будет.

В ноябрьском номере журнала был размещен анонс, что Forbes опубликует главы из книги «Код Дурова». По независящим от редакции причинам публикация книги переносится на более поздний срок.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+