К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Выборы в Химках: что ждет Чирикову

фото REUTERS 2012
фото REUTERS 2012
Контролировать ход выборов нового мэра подмосковного города будут в Кремле

Досрочные выборы мэра Химок могут стать серьезным испытанием как для нынешней государственной администрации, так и для ее откровенных противников. Борьба за Химкинский лес, как известно, выходит далеко за рамки местных и региональных проблем и затрагивает интересы самых влиятельных лиц государства. Поэтому решение о стратегии власти на химкинских выборах будет приниматься на самом высоком уровне. Это существенно отличает выборы в Химках от большинства других местных выборов в населенных пунктах с числом избирателей меньше полумиллиона (в Химках около 160 000), которые по умолчанию курируются только местной администрацией.

Очевидно, существенными нетрадиционными для последнего десятилетия факторами являются резкое повышение гражданской активности и наличие в Химках популярного неформального лидера — Евгении Чириковой. Принципиально можно предположить, что власть, напуганная этими факторами, вдруг решит провести честные (полностью удовлетворяющие закону) выборы. Нынешняя российская власть, в отличие от КПСС, умеет идти на временные уступки и допускает небольшие отступления от полного единообразия. Но для честных выборов, между прочим, недостаточно простого бездействия верхней власти, а требуется явный сигнал, ибо без сигнала проявится бюрократическая самодеятельность на местном уровне. Но отсутствие поддержки в форме общероссийского телевидения, федеральной судебной системы и прокуратуры в этом случае даст о себе знать, и власть проиграет выборы Чириковой.

Решение не допустить победы нежелательного кандидата может быть реализовано на любом из трех основных этапов избирательной кампании: при регистрации, в период агитационной кампании и при подсчете голосов.

 

Естественно, на верхнем уровне будет приниматься лишь принципиальное решение, выбор тактики будет возложен на политтехнологов президентской администрации, а исполнение - на государственных и муниципальных служащих. Но наличие или отсутствие принципиального решения будет заметно уже на первом же этапе по тому рвению, с каким территориальная комиссия (точнее ее кураторы и помощники) начнут проверять документы, поданные для регистрации кандидата Чириковой.

Здесь мы не будем обсуждать технологии использования административного ресурса на этапах агитации и голосования. Упомянем лишь о том, что одной из таких технологий является выдвижение административного кандидата, который может сыграть «на поле» нежелательного кандидата и оттянуть у него голоса. Похоже, что этот прием уже применен (Олег Митволь собирается тоже стать кандидатом в мэры).

 

Выдвижение кандидата в мэры может произойти тремя способами: от партии, от общественного объединения или путем самовыдвижения. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки.

Выдвижение от партии имеет то преимущество, что кандидату не потребуется собирать подписи. Недостаток же заключается в том, что партия должна грамотно провести конференцию или собрание своего местного отделения, оформить документы. Кроме того, выдвижение от партии ставит кандидата в определенную зависимость: партия может отозвать кандидата или подвести с оформлением документов.

Выдвижение от общественного объединения тоже требует проведения собрания, но одновременно и сбора подписей. От общественного объединения следует выдвигаться только тогда, когда кандидат является его лидером, а само объединение пользуется популярностью среди избирателей.

 

Наконец, самовыдвижение делает кандидата независимым от существующих партий, не требует проведения собрания. Но при этом кандидат должен собрать подписи; в Химках количество необходимых для регистрации подписей — около 800. Хотя собрать их за пару недель при такой известности, как у Чириковой, реально (бывают случаи, когда это технически невыполнимо), тем не менее одна из теорем российских выборов гласит: «При наличии политической воли отказать в регистрации по подписям можно всегда!»

Способы отказа разнообразны и простираются от формальных придирок до фальсификации подписей избиркомом. На этом этапе в случае необходимости привлекаются государственные помощники из органов регистрации и ОВД. Еще важнее то, что за первым редутом защиты граждан от реальных выборов — избиркомами — стоит редут второй — судебная система.

Тем не менее у Чириковой остаются шансы зарегистрироваться даже по подписям. Во-первых, по описанным выше причинам или, например, изучив свою социологию, администрация, может, и не решится прибегнуть к жесткому варианту проведения выборов. Во-вторых, при грамотном юридическом оформлении выдвижения администрация может не пойти на очевидно неправомерный отказ в регистрации, сделав ставку на массированную пропаганду и контрагитацию, а также имея в виду возможности последнего этапа — голосования и подсчета голосов.

Довольно скоро мы об этом узнаем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+