Близится 1 июля, дата, когда госкомпании и целый ряд других юридических лиц должны начать размещать информацию о своих закупках на официальном сайте Zakupki.gov.ru. Это требование Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». До настоящего времени это обязаны были делать только государственные и муниципальные заказчики. Теперь к ним должны присоединиться госкорпорации, естественные монополии, унитарные предприятия и хозяйственные общества с государственным участием.
Еще задолго до наступления этой даты эксперты выражали сомнения в том, что переход на новые правила пройдет гладко. Основное опасение вызывала способность официального сайта (и так чрезвычайно перегруженного) многократно увеличить свою пропускную способность. Первого июля может случиться коллапс в системе корпоративных закупок. И дело тут не в нежелании госкорпораций жить и работать по новым правилам. Проблема в том, что они просто не могут их соблюсти.
Для того чтобы разместить информацию на официальном сайте, заказчик должен обладать электронной подписью, выдаваемой аккредитованными удостоверяющими центрами. Аккредитация же осуществляется уполномоченным федеральным органом — Министерством связи и массовых коммуникаций. Но вот незадача, до сих пор неизвестно, какие центры получили аккредитацию. На сегодняшний день на сайте Минкомсвязи никакой информации об этом нет. И по слухам, раньше июля она не появится.
По разным данным, заявки на аккредитацию подали до 35 компаний, и 6 из них уже получили добро. Но сколько времени понадобится теперь госкомпаниям, чтобы получить электронную подпись? Несмотря на уверения, что эта процедура простая и быстрая, справиться с нагрузкой в сотни тысяч заказчиков удостоверяющие центры не смогут.
Какой же выход может быть из этой ситуации?
Первый и, к сожалению, нередко практикующийся в наше время — сделать вид, что ничего не произошло. Норма вступит в силу, но временно исполняться не будет. Такой случай уже был. Согласно Федеральному закону № 94-ФЗ (о госзакупках), участники размещения заказа всегда имели право подавать заявку на участие в конкурсе, аукционе или запросе котировок цен в форме электронного документа. Однако долгое время заказчики в извещениях о торгах указывали, что «прием заявок в форме электронного документа не осуществляется в связи с технической невозможностью». И поставщики, выражая недовольство, вынуждены были смириться с таким положением дел.
Что касается госкомпаний, то им даже не нужно будет ничего изобретать в свое оправдание, это уже сделали за них. Если случится так, закон принесет один вред. Поскольку неразмещение информации в принципе ничем не будет отличаться от неразмещения ее на официальном сайте, есть риск просто потерять все закупки госкомпаний, которые с таким трудом пытались сделать прозрачнее. Конечно, найдутся законопослушные заказчики, которые просто свернут на время свою закупочную деятельность, но таких будут единицы.
При этом в настоящее время наблюдается стойкая тенденция к ужесточению контроля со стороны государства за размещением заказов. Учащаются проверки органов, уполномоченных осуществлять контроль. Все активнее включаются в процедуры обжалования грамотные квалифицированные поставщики (отстаивают свои законные права, подают судебных иски в случае нарушения правил проведения закупок). Они получат вполне законное основание обжаловать закупки, не оформленные по новым правилам. А ведь есть еще немалая и постоянно растущая доля компаний, занимающихся не вполне добросовестным бизнесом на рынке государственного и корпоративного заказа. Они используют прописанные в законах нормы в целях извлечения прибыли, просто злоупотребляя правом на обжалование. Трудно поверить, что они не воспользуются таким подарком судьбы и не завалят жалобами Федеральную антимонопольную службу и суды.
К счастью, существует и второй вариант, единственно разумный — перенести вступление в силу этой нормы на более поздний срок. (Конечно, тогда государству придется признать свою оплошность и наказать ответственных за нее.) Минэкономразвития совместно с Минкомсвязи и Федеральным казначейством может просить правительство отодвинуть срок минимум на 3 месяца и за это время не только выдать электронные подписи, но и серьезно модернизировать официальный сайт, поскольку и без корпоративных заказчиков он с трудом справляется с нагрузкой. Кроме того, многие заказчики жалуются на неприспособленность большинства электронных площадок для проведения их закупок. А ведь уже менее чем через месяц госкомпаниям в обязательном порядке придется проводить часть закупок в электронной форме.
В общем, приходится констатировать, что в нынешнем виде — и в указанные сроки — закон работать не сможет. А если заработает, будет еще хуже, чем сейчас.