Письмо в Forbes журналиста, оказавшегося в центре непростых отношений с главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным
Сразу после появления информации о том, что глава СК России Александр Бастрыкин угрожал заместителю главреда «Новой газеты» Сергею Соколову, а сам журналист был вынужден в связи с этим скрываться за границей, редакция Forbes.ru обратилась к Сергею Соколову с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся произошедшего. С тех пор ситуация изменилась, Бастрыкин принес извинения редакторам «Новой газеты», мы получили от Сергея Соколова письмо.
Мне было бы проще принять предложение европейских государств о предоставлении мне убежища, писать книги, которые задумал давно, и не беспокоиться о своей судьбе. Однако я не хочу и не собираюсь покидать свою родину и хочу работать в том качестве, в котором я работал. Тем более, что я считаю, что произошедшие события никак не повлияют на мои убеждения и качество исполнения профессионального долга. Я намерен до конца расследовать убийства своих друзей и коллег: Анны Политковской, Юрия Щекочихина, Игоря Домникова, Стаса Маркелова, Анастасии Бабуровой и Натальи Эстемировой. Кроме того, я предполагаю, что имею шансы пролить свет на обстоятельства убийства Вашего коллеги — Пола Хлебникова. Но делать это удаленным доступом невозможно. Именно поэтому я возвращаюсь домой. Я отчетливо понимаю, что все события, которые происходили в последнее время (с моим ли участием, или без него), напрямую связаны с существованием «Новой газеты». Это — то дело, которому я отдал большую и лучшую часть своей жизни, и не готов разменивать на чьи-то амбиции и «точки зрения». Поэтому — я возвращаюсь. Я предполагаю, что долг занимает несколько более высокую позицию, нежели необходимость удовлетворения интересов сторонних наблюдателей.
Информацию об известном конфликте я довел до сведения своего руководства спустя час после его завершения и, исходя из существующих правил, написал по этому поводу соответствующую служебную записку. Дальнейшие решения принимались редколлегией «Новой газеты», исходя из соображений безопасности, как меня лично, так и издания в целом.
В данной ситуации меня не очень интересует интерпретация событий враждующими кланами — это их война. Я могу лишь отвечать за себя и свою газету: ни мои действия и публикации, ни действия и публикации моих коллег к этой пресловутой войне не имеют никакого отношения. У нас один фронт — наши читатели.
Я очень признателен моим коллегам, читателям, блогерам, которые высказали столь стремительную и искреннюю поддержку «Новой газете» и мне лично. Без этой поддержки любое разрешение данной ситуации, пусть оно и кого-то и не устраивает, было бы невозможно. Я полагаю, что именно такая реакция на любую ситуацию, угрожающую кому бы то ни было, — и есть главная ценность гражданского общества. Мы можем расходиться во взглядах, оценках, симпатиях и антипатиях, но мы едины в одном: ценность человеческой жизни и перевешивает любые иные резоны.
С уважением,
С. Соколов