К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Междуцарствие в телеэфире

фото Макса Новикова для Forbes
фото Макса Новикова для Forbes
Во время смены власти никто не хочет брать на себя ответственность за содержание телепередач. Но это ненадолго

Кажется, что Центральное телевидение вконец обезумело. С одной стороны, федеральные телеканалы прямо говорят о том, что дело против предпринимателя Алексея Козлова было заказным, или зовут в студию сына Михаила Ходорковского Павла. С другой — продолжают практику изготовления заказных пропагандистских фильмов против оппозиции и ее отдельных представителей. Показывают это все в эфире трех федеральных каналов, где, как показала жизнь, почти никогда не происходит ничего случайного. Впечатление получается шизофреническое.

На самом деле дружественные или подчиненные Кремлю телевизионные менеджеры, конечно, в своем уме. Просто такой уж у них бизнес. Жизнь идет вперед, и ее надо освещать, даже если в Кремле случайно или сознательно забыли поделиться взглядами на то, как это следует делать правильно. В этом и есть главный профессиональный риск российских теленачальников — хочешь не хочешь, а принимать решения надо. Даже если не уверен, что они встретят поддержку и понимание наверху. Обычно этот риск минимален — консультации, звонки, просьбы и намеки позволяют руководству федеральных телеканалов довольно четко ориентироваться в пространстве. Но в тяжелые минуты междуцарствия все начинает сбоить.

В своем обычном состоянии система работает примерно так. В Кремле (а с 2008 года и в правительстве) у начальников телеканалов есть кураторы и конфиденты: замглавы президентской администрации Алексей Громов, пресс-секретари президента и премьера Наталья Тимакова и Дмитрий Песков. Громов в целом отвечает за то, чтобы все было хорошо. Он доводит до начальников каналов похвалы и взыскания руководства страны, дает советы, ставит оценки и лоббирует финансовые и иные интересы своих подопечных. Иногда, в критические моменты, он буквально руками залезает в механизм медиамашины и лично меняет что-то в выпусках теленовостей и аналитических программах. Кроме того, у Громова есть и приоритетные участки работы, зоны его особого внимания. Одна из таких зон, например, — информационное освещение подготовки к грядущей в Сочи Олимпиаде-2014. Другая — подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке.

 

Тимакова и Песков отвечают за своих подопечных, согласуют с каналами их графики и планы и тоже доводят до партнеров из Останкино мнения и пожелания президента и премьера. Также они иногда просят их включиться в освещение той или иной темы, которая скоро займет важное место в политической повестке руководства страны или предлагают пообщаться с ньюсмейкерами, выражающими важные для Путина или Медведева взгляды. Еще «доступ к теле» в Кремле есть у сотрудников Вячеслава Володина, бывших подчиненных Владислава Суркова. Их полномочия в отношении телевидения несколько уже: речь идет о контроле только за внутриполитической составляющей эфира. Например, утверждение списков допущенных к камерам депутатов Госдумы и сенаторов, согласование с телевизионщиками новостных поводов партий и общественных движений.

Нетрудно заметить, что ошибиться или напортачить при такой отлаженной системе взаимодействия практически невозможно. Но в непростые моменты, как сейчас, этот риск возрастает. Чиновники, чьи дружеские советы и упреки формируют границы дозволенного, начинают бояться, делегируют ответственность или, что еще хуже, играют друг против друга. Примерно это сейчас и происходит. Ни в Кремле, ни в Белом доме нет четкого понимания того, как именно хочет выстроить телекартинку будущий президент России Владимир Путин. Его подчиненные и подчиненные его уходящего предшественника Дмитрия Медведева, опасаясь за свои места, реноме, привилегии и будущие чины, начинают играть с телевизионным начальством в молчанку или интриговать, чтобы подставить дальнего и выгородить ближнего. Абсурда в ситуацию добавляет вроде бы уходящая в будущее двойственность верховной власти в России. Известно, что вкусы у Путина и Медведева разные, а нравиться, может быть, надо будет им обоим. Вот и приходится делить эфир между заказанными Володиным фильмами о греховной природе оппозиции и связанными с обновленческим, как бы либеральным курсом Медведева «честными» репликами о заказных процессах и будущем Михаила Ходорковского.

 

Понятно, что этот бардак будет продолжаться недолго. По слухам, Громова в кресле куратора национального телевидения сменит его ученик Дмитрий Песков, а сам Громов получит должность советника президента и почетную пенсию. Когорта телеканалов пополнится Общественным ТВ. Там, под надзором наблюдательного совета из президентских, парламентских и конфессиональных делегатов, будут и дальше расцветать сто цветов. Эфир снова приобретет черты целостного новостного дискурса, а линия партии, как и до декабря 2011 года, будет обсуждаться за дружескими и откровенными беседами в высоких кабинетах и лучших московских ресторанах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+