Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила свой проект закона о государственных и муниципальных закупках — «О федеральной контрактной системе».
Этот документ можно расценивать как капитуляцию. С момента послания президента Федеральному собранию 2010 года спор о госзакупках напоминал борьбу лебедя, рака и щуки — Минэкономики, ФАС и Минфина. Минфин был недоволен «в принципе». Минэкономразвития предлагало кардинально изменить законодательство в области закупок, приняв новый закон о контрактной системе. ФАС же ограничивалась предложением реформ косметического характера. Еще четыре месяца назад ФАС и слышать ничего не хотела о «каких-то» контрактных системах, убеждая всех, от рядовых заказчиков до премьер-министра, что вполне достаточно внести коррективы в действующий Федеральный закон № 94-ФЗ. И вдруг ФАС представляет проект нового закона, да еще и о «контрактной системе».
Что же мы видим в проекте ФАС? Одним из ключевых предложений является создание на всех уровнях бюджетной системы уполномоченных органов. ФАС фактически предлагает создать министерства госзакупок — на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это напоминает советский Госплан. У силовиков была попытка создать единого заказчика. Но от этой идеи быстро отказались. Надо было обобщать данные потребностей всех воинских частей, заказы становились очень громоздкими, а система неповоротливой. Гораздо эффективнее разместить десяток маленьких заказов, чем один огромный. Можно централизованно закупить 30 томографов, но купить сразу на всю страну миллиард банок тушенки затруднительно.
Существует три модели госзакупок — централизованная (такая практикуется в Москве, где все заказы делаются через тендерный комитет), децентрализованная и смешанная (как например в ХМАО, где все крупные заказы делаются через уполномоченное управление, а заказы дешевле 500 000 рублей региональные распорядители бюджетных средств размещают самостоятельно). На выбор регионом той или иной модели влияют многие факторы — географические, административные, экономические. Например, в Краснодарском крае даже крупные заказчики территориально разбросаны, поэтому им удобнее работать с разными поставщиками. Чтобы учесть специфику 83 регионов, нужен как минимум двухлетний анализ, которого явно не проводилось.
Кроме того, ФАС предлагает установить не только минимальную сумму неустойки за срыв заказа (сейчас она составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ), но и максимальную планку (1/150). Сейчас максимальной ставки не существует, и заказчик может взыскать с недобросовестного поставщика хоть 100% суммы контракта.
Напомню, что с 26 декабря 2011 года действует ставка рефинансирования 8%. Нельзя назвать это достойной компенсацией за сорванные контракты. Например, план по строительству детских садиков в Москве в прошлом году был выполнен всего на 18%. Срываются планы по северному завозу, по обеспечению жизненно важными лекарствами, по строительству кольцевой автомобильной дороги в Санкт-Петербурге. Список можно долго продолжать. Эта новация кардинально ухудшит качество госзаказа. Добросовестных поставщиков она не привлечет, а вот «левые» фирмы активизируются.
Кроме того, поставщику теперь вообще будет необязательно знать какие-либо технические нюансы предлагаемой продукции, например объем двигателя. Достаточно «попасть» в диапазон, содержащийся в документации. А то, что параметры могут и близко не совпадать с заявленными производителем или такой продукции просто не существует в природе, — это дело второе. Главное для ФАС — это конкуренция.
И таких «новелл» в предлагаемом проекте предостаточно. Только для серьезной работы над исправлением законодательства в области закупок все они не годятся. Проект Минэкономики на эту тему очень сырой, но его хотя бы можно серьезно обсуждать.