Владислава Суркова демонизируют представители либеральной интеллигенции. Но он покажется им остроумным демократом, когда они столкнутся с новым кремлевским технологом. Работоспособный Вячеслав Володин — мастер интриг, но он никогда не был мягок с противниками. Если Сурков работает скальпелем, то Володин всегда рубил топором. И в отличие от Суркова у него есть личные счеты с руководством всех системных партий, кроме ЛДПР, и для политики наступят невеселые времена.
Сурков оставляет свой пост в самый сложный момент за все время его пребывания на посту главного политтехнолога страны. «Слишком одиозен для прекрасного нового мира», — саркастически ухмыльнулся серый кардинал в ответ на вопрос, почему бы ему не заняться любимым делом на посту вице-премьера — там работой с губернаторами и внутренней политикой занимался Володин. Но Сурков не идет на его место. Он возглавит комиссию по модернизации — слово, которое окончательно себя дискредитировало и потеряло всякий смысл за время правления Дмитрия Медведева.
Со стороны увольнение выглядит мягкой отставкой за создание сложившейся ситуации в стране. Выборы «Единой России» проиграны, кампания была проведена так, что в стране сформировалось самое сильное общественное недовольство за 20 лет. Люди, еще полгода назад отвечавшие в опросах, что не видят смысла в манифестациях на улицах, сейчас считают моветоном не прийти на митинг и не отстоять свой голос на выборах. Однако готовить свой уход Сурков начал еще летом. Как рассказывает источник, близкий в Объединенному народному фронту, Сурков по сути не занимался кампанией «Единой России». Эту эстафету с самого начала подхватил Володин. Именно он был автором идеи создания Общероссийского народного фронта. Идея же Суркова вести «Единую Россию» под лозунгом «Россия-2020» и модернизационными мотивами провалилась. В стране заговорили о партии жуликов и воров и Володин вовремя предложил перевести народное внимание на более простые и понятные вещи. Ребрендинг, как показали результаты на выборах, мало что дал партии, однако так или иначе Сурков не является ответственным за поражение «единороссов». Сгрузил с себя ответственность и Володин. Как рассказывают в штабе, когда речь зашла об удручающих результатах, Володин дал задний ход, заявив что за кампанию отвечали партийные функционеры Алексей Чеснаков, Сергей Неверов и Сергей Железняк.
Еще летом, узнав, что Путин точно собирается на третий срок, Сурков стал готовиться к уходу. «Сурков мечтал стать Сусловым при президенте Медведеве», — рассказывает источник. Как только он понял, что опять станет вторым лицом при Путине, который будет его использовать для проведения собственной политики, Сурков охладел к кремлевскому креслу. Разногласия с премьером видны и по интервью, которые друг за другом дали Сурков и Путин. Если Сурков собравшихся на Болотной площади называет представителями лучших людей, то Путин в свойственной ему манере отзывается об оппозиции с пренебрежением. Сурков мог бы придумать более хитрые схемы, как вести себя в нынешней ситуации, но и он этого уже не хочет, да и Путину это не нужно. Об этом и говорит его назначение.
«Приходит время простых решений, — говорит политтехнолог Лев Павлючков, работавший с Володиным. — Простых эффективных решений с активным креном в область социальной политики». Володин будет исходить из проверенной им и приносящей эффект электоральной схемы «верьте только делам». И его назначение говорит о том, что Путин собрался победить в первом туре, несмотря ни на что. «Если кто-то и способен сделать выборы в один тур — так это Володин. А уходить в область многоходовой комбинации и разыгрывать партию со вторым туром и третьим, поддерживающим первого, — эта ситуация может сильно расшатать лодку», — говорит Павлючков.
Если Сурков был тонкий политический хирург, то Володин — мясник. И если Сурков хоть как-то поддерживал баланс, то у Володина теперь развязаны руки. «Он не будет разговаривать, он будет искать механизмы уничтожения», — заверяет источник.
Все это только ускорит падение власти. Если Путин откажется от диалога с оппозицией и начнет закручивать гайки, действуя топорными методами, он сможет победить в первом туре, но легитимность его власти станет гораздо более сомнительной, и в конце концов прекрасный новый мир может заиграть для будущего президента неожиданными красками.