Сосланные на усиление: чем закончился передел портфелей в новой Госдуме
Итак, начались заседания Госдумы шестого созыва. Руководство парламента действительно изрядно обновлено, а активизация политической борьбы поможет думским функционерам чаще появляться на телеэкранах. Но для выходцев из исполнительной власти попадание в парламент по-прежнему остается почетной ссылкой.
Новых думских назначенцев-«единороссов» можно разделить на три группы. Первую не по числу, но по значению, составят те самые бывшие чиновники. Для нового спикера Сергея Нарышкина и его первого заместителя Александра Жукова переход в Госдуму — почетная ссылка. Причем, такой финал для Жукова был предопределен ходом его карьеры в Белом доме — от положения единственного вице-премьера в раннем правительстве Фрадкова в 2004 году до постепенного сокращения полномочий в последующие годы. Ослабление позиций Нарышкина прошло гораздо быстрее. Хотя слухи о его уходе со Старой площади циркулировали с начала года, никто не ожидал, что его назначение будет вне исполнительной власти. Напротив, в 2010-2011 годах он чаще стал заявлять о себе в публичном пространстве, в том числе на международной арене. Видимо, именно это породило весной разговоры о его возможном выдвижении в президенты. Однако неуспехи во внешнеполитических акциях, с которыми связывают бывшего главу Администрации президента, могли оказаться среди причин его перехода в парламент. Можно вспомнить выборы в Приднестровье и Южной Осетии и не самые удачные попытки разрешения кризиса в Молдавии.
Кампанию им в той же группе составляют бывшие члены команд губернаторов-старожилов, которых новые главы регионов рано или поздно должны были снять с должностей. Лояльное отношение к новым назначенцам и польза, которую эти чиновники могли принести новому региональному начальству в переходный период, теперь дали им право на отступные в виде перехода в парламент. Среди думских функционеров к таковым относится новый вице-спикер Людмила Швецова, бывший вице-премьер московского правительства. С некоторыми оговорками к этой же группе можно отнести главу Комитета по образованию Александра Дегтярева, в прошлом руководителя предвыборного штаба экс-главы Башкирии Муртазы Рахимова. Впрочем, Дегтярев сумел проявить себя и в новых условиях, став координатором Общероссийского народного фронта в этом регионе.
Вторая группа — медийные фигуры, которые получили свои назначения для обновления имиджа партии власти. Это новые главы Комитетов по международным делам, по культуре, бюджету, а также безопасности и борьбе с коррупцией: Алексей Пушков, Станислав Говорухин, Андрей Макаров и Ирина Яровая. Из старожилов, уже возглавлявших комитеты в прошлом созыве и получившим их вновь, к таковым можно отнести Андрея Исаева, под крылом которого вновь оказался Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов. Собственно, обновлением лица партии единороссам стоило заняться не после, а до выборов. По крайней мере, максимально использовав в предвыборной кампании образы тех же Говорухина и Пушкова, можно было хоть как-то разбавить бюрократический образ «медведей».
Показательно выдвижение в главы Комитета по безопасности не одного из самых статусных силовиков, а Ирины Яровой, известной прежде всего как жесткий полемист, а потом уже бывший сотрудник прокуратуры. Это может говорить о желании единороссов перехватить у оппозиции тему борьбы с коррупцией. Это будет сложно, но все же возможно. При условии что параллельно будут проходить реальные громкие (пусть и единичные) процессы против коррупционеров, инициированные в верхах. В конце концов, накануне парламентских выборов 2003 года всерьез обсуждалась возможность поражения единороссов и победы КПРФ. Тогда дело «оборотней в погонах» было одним из факторов, сыгравших на руку партии власти.
Третья группа — менее публичные фигуры, назначение которых объясняется уже исключительно аппаратными причинами. Сюда можно отнести вице-спикера Госдумы Сергея Неверова, партийная карьера которого особенно активно развивается в последние несколько лет, и ряд новых глав комитетов, например Ильдара Габдрахманова (по регламенту и организации работы Госдумы), Гаджимета Сафаралиева (по делам национальностей), Николая Панкова (по аграрным вопросам). К этой же группе относятся отраслевые лоббисты, например бывший заместитель Игоря Левитина Евгений Москвичев, возглавивший комитет по транспорту.
Отдельно стоит отметить старых специалистов во главе комитетов: Владимира Плигина (по конституционному законодательству и государственному строительству), Павла Крашенинникова (по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству) и «зубра» парламентской работы Олега Морозова, вновь занявшего место вице-спикера.
Оппозиция получила наибольшую за последние 8 лет долю при разделе думских должностей. Самые большие дивиденды получает КПРФ. Вице-спикер от коммунистов (как и в прошлом созыве, это Иван Мельников) получил статус первого. Под контроль коммунистов перешло шесть комитетов — столько же в предыдущем созыве было у всех оппозиционных партий вместе взятых. Это не только уже бывший в их распоряжении комитет по промышленности (его снова возглавил Сергей Собко), но и весьма статусные комитеты по обороне и по собственности, которые в последние 15 лет контролировались только партиями власти и их ближайшими союзниками. В этом же списке весьма выгодные для влияния на корпоративные конфликты комитеты по земельным отношениям, а также по природным ресурсам, природопользованию и экологии. При распределении должностей среди коммунистов учтены и необходимость предоставлять посты статусным фигурам, и расклад аппаратных сил внутри партии. Широко известные за пределами КПРФ адмирал Владимир Комоедов и специалист по АПК Николай Харитонов возглавили комитеты по обороне и по региональной политике. Среди их известных однопартийцев, получивших схожие посты, трое связаны с Московской областью, где сильно влияние Владимира Кашина, одного из ключевых игроков внутрипартийной политики.
В ЛДПР другие традиции баланса — между проверенными партийными функционерами и лицами, сделавшими независимую карьеру вне партии. Из четырех находящихся в их распоряжении комитетов два выделены ближайшим соратникам Владимира Жириновского — Леониду Слуцкому (по делам СНГ) и Алексею Островскому (по делам религиозных объединений). А, например, комитет по охране здоровья достался Сергею Калашникову, бывшему министру труда и социального развития и экс-главе Фонда социального страхования.
Наконец, в «Справедливой России» преобладает принцип — статусной фигуре по должности. Среди получивших такие посты — Галина Хованская, которая возглавит впервые созданный комитет по жилищным вопросам и ЖКХ. Эти направления, возможно, не самые престижные в Думе, но вполне могут использоваться как площадка для привлечения внимания СМИ и работы с протестными группами.
Работа нынешнего состава Госдумы обещает быть чуть скандальнее, чем прежнего. При этом склоки между оппозиционными партиями будут не менее заметны, чем между ними же и единороссами. «Широкая оппозиционная коалиция» в Думе с самого начала оставалась утопией. Вспомним заксобрание Санкт-Петербурга. Там у «медведей» единоличного большинства нет, как не было в предыдущем созыве, зато использование противоречий в среде оппозиции решает эту проблему. Если действительно будет решено вернуться к прямым выборам губернаторов, политические перспективы депутатов будут чуть выше. Таким образом, парламент становится чуть в большей степени местом для дискуссий, но никто всерьез не ожидает, что он станет местом принятия решений. Говоря о реальном весе любых думских постов, не стоит об этом забывать.