Общество взрослеет, а власть не обслуживает ни своих интересов, ни интересов народа
10 декабря московские школьники писали городскую контрольную по русскому языку, а власть и гражданское общество сдавали экзамен по истории.
Общество пока хорошо выдерживает проверку. Мы проголосовали за любую партию, отличную от «Единой России». Попытались в качестве наблюдателей предотвратить массовые фальсификации, хотя бороться с наперсточником, который одновременно является и милиционером, и судьей, достаточно сложно. Потом мы вышли на площадь и сказали, что так жить нельзя. Сказали спокойно, без битья витрин. Показали, что общество — это не стадо баранов, и сделали это бескровно, давая власти возможность пойти на компромисс, не потеряв не столько лицо (оно уже давно потеряно), сколько жизнь и нажитую непосильным трудом собственность.
Мы, люди, пришедшие на Болотную площадь, пока не смогли создать общую развернутую политическую и социальную повестку будущих преобразований, испытываем явные трудности в организации постоянно действующих гражданских институтов, у нас явный дефицит вменяемых лидеров. Это наша беда, но вина власти. Именно власть не допускала к выборам альтернативные политические силы и запрещала бизнесу инвестировать в альтернативные «Единой России» политические проекты.
В результате зачистки политического поля оно превратилось в выжженную землю. Занятие политикой вне партии власти и разрешенных партий-пустышек фактически означало необходимость отказаться от любой другой созидательной деятельности внутри страны. Для большинства наиболее адекватных людей, не являющихся профессиональными политиками, были созданы запредельные альтернативные издержки участия в политике. Содержательным людям было гораздо проще уехать на Запад или заниматься своим делом в России, но не лезть в политику: проблем много, а результата не будет.
Оппозиция деградировала — и это не меньшая проблема страны, чем деградация власти. Вместе с тем нынешнее плачевное состояние не является приговором. Как только возникнет реальная политическая конкуренция, качество оппозиции, как и качество власти, достаточно быстро улучшится. Если не за один, то за два электоральных цикла избиратели вполне смогут научиться отличать краснобаев-популистов от вменяемых политиков. Пусть власть не пугает нас тем, что она — «единственный европеец в России». Поведение людей на Болотной площади доказало, что это не так. Люди могут и хотят сами решать, какой будет наша страна.
А что же власть? Она показала, что не слишком хорошо знает историю. За разрешением массовых митингов протеста и отсутствием кровопролития на Болотной площади практически ничего не последовало. Разве что нам пообещали видеокамеры на каждом избирательном участке и возможность выбора губернаторов из отобранных президентом кандидатур. Негусто, но для начала небезнадежно. В остальном налицо полное непонимание исторических процессов.
Постиндустриальная экономика, куда мы неизбежно рано или поздно придем, требует рынка и демократии. Если власть заботится о благе народа, то абсолютно непонятно, чем она занималась последние годы: никакие реформы, направленные на развитие социальной сферы и улучшение инвестиционного климата, не проводились. Если люди во власти озабочены только собственным благосостоянием, им необходимо учитывать следующие факторы: объем накопленного богатства, место его хранения и ожидания относительно будущих доходов. И здесь их поведение опять нерационально.
Объем накопленного богатства огромен и размещен в основном за границей. Рациональные ожидания будущих доходов весьма туманны: достаточно долго мировая экономика будет расти низкими темпами с повышенной волатильностью, в том числе на сырьевых рынках. Отсюда очевидный выбор: лучше не портить отношений с Западом (хранилищем ценностей) и народом (источником протеста) и потихоньку отпустить вожжи. Допустить оппозицию к выборам, потерять большинство в парламенте, снять цензуру, а там, глядишь, очередная волна кризиса, ответственность за которую можно разделить или полностью перекинуть на нынешнюю оппозицию (так пожар скрывает хищения на военных складах). Отдать крошки от исчезнувшего пирога и мирно уйти на яхте в средиземноморский закат.
24 декабря школьники пишут контрольную по математике, пожелаем им удачи. Пусть у них получится все посчитать лучше, чем у Владимира Чурова. А у нас будет очередной экзамен по истории. Надеюсь, власть и общество выдержат проверку — история не допускает пересдач.