На состоявшихся в Киргизии президентских выборах уже в первом туре победил премьер-министр республики и лидер Социал-демократической партии Киргизии (СДПК) Алмазбек Атамбаев. Он набрал почти 63% голосов, намного опередив ближайших соперников: Аданхана Мадумарова (около 14,9%) и Камчыбека Ташиева (14,4%). Другие кандидаты не смогли набрать более 1% голосов. Алмазбек Атамбаев стал третьим президентом Киргизии (если не считать Розу Отунбаеву, которая в течение полутора лет занимала пост президента переходного периода) и, согласно новой Конституции, принятой в прошлом году, будет править страной 6 лет и только один срок.
Победу главе кабинета министров обеспечил целый комплекс факторов. Атамбаев вел очень осторожную предвыборную кампанию, стараясь избегать скандальных, резких заявлений, касающихся как внутренней, так и внешней политики. Даже в предвыборную гонку он включился одним из последних, в середине августа. К этому времени большая часть его конкурентов уже больше месяца активно искали поддержку у электората. Кроме того, на стороне премьер-министра был мощный административный ресурс. Атамбаеву удалось сформировать круг заинтересованных в его победе влиятельных политиков. В этот круг, в частности, вошла Роза Отунбаева, которая долгое время являлась членом премьерской партии и имеет с ним хорошие личные отношения. На время предвыборной гонки исполняющим обязанности главы кабинета министров стал вице-премьер Омурбек Бабанов, который в обмен на поддержку шефа рассчитывает получить после выборов его пост в правительстве. Помимо высших чиновников Атамбаева поддерживали множество сторонников на разных уровнях власти, пришедших после апрельского переворота и парламентской кампании прошлого года.
Региональный фактор играет ключевую роль в киргизской политике. Так, первый президент республики Аскар Акаев был выходцем с севера, после переворота 2005 года к власти пришел южанин Курманбек Бакиев. На нынешних выборах Атамбаев за счет административного ресурса и переговоров с конкурентами стал единственным реальным кандидатом от севера республики. Его главным конкурентам-южанам — лидеру партии «Ата-Журт» Камчыбеку Ташиеву и главе партии «Бутун Кыргызстан» Адахану Мадумарову — не удалось договориться о выдвижении единого кандидата от юга. Впрочем, итоги участия «Ата-Журта» и «Бутун Кыргызстан» в прошлогодней парламентской кампании свидетельствуют о том, что южане, даже объединившись, не имели твердой гарантии успеха.
Победа премьер-министра Алмазбека Атамбаева ставит точку в очередном цикле киргизской политики, начавшемся в апреле 2010 года, когда в результате очередного переворота был свергнут президент Курманбек Бакиев. Станет ли новый президент первым лидером независимой Киргизии, который отработает весь свой срок и затем в результате очередных выборов передаст пост своему последователю, остается под большим вопросом. С одной стороны, результаты голосования демонстрируют, что Атамбаев — последняя надежда на стабильность для большинства простых граждан Киргизии, уставших от бесконечных общественно-политических и экономических катаклизмов. Но уже сейчас представители проигравших кандидатов заявляют о непризнании итогов выборов и обещают продолжить борьбу за власть. В понедельник, сообщают киргизские информагентства, в Оше и Жалал-Абаде на улицу вышли сторонники Ташиева и Мадумарова. В ближайшем времени именно попытки проигравших политиков расшатать ситуацию станут главным вызовом для властей.
С другой стороны, основная интрига сейчас заключается в том, как победитель будет решать проблему дефицита властных полномочий, урезанных после последней конституционной реформы, превратившей Киргизию в парламентскую республику. По действующей Конституции глава Киргизии курирует внешнюю политику и силовой блок, он не может отправить в отставку правительство или влиять на экономическую политику. Такое положение вещей вряд ли устроит Атамбаева даже с учетом союзнических отношений с вероятным будущим премьером Омурбеком Бабановым — как известно, рано или поздно любые альянсы распадаются. Поэтому уже в ближайшее время не исключен очередной этап борьбы за власть, инициированный вновь избранным президентом. У него есть несколько путей усиления своего влияния в республике. Во-первых, проведение очередной Конституционной реформы «под себя» (это наиболее радикальный сценарий, но он не исключается). Во-вторых, переформатирование большинства в парламенте, что можно осуществить за счет включения новых союзников в правящую коалицию либо путем роспуска Жогорку Кенеша (парламент Киргизии). Этот путь можно будет использовать для нормализации отношений с южными политиками, например, за счет предоставления им постов в новом, расширенном кабинете министров.
Российско-киргизские отношения после победы Атамбаева, скорее всего, активизируются. Дело в том, что будущий президент считается одним из наиболее пророссийских политиков в республике. Но опыт предыдущих лет показал, что активная поддержка официальной Москвой того или иного кандидата на выборах не всегда дает положительный результат. Поэтому в ходе нынешней кампании Россия вела себя осторожно, не делая однозначной ставки на кого-то из кандидатов. Зато теперь, когда к власти придет знакомый российским политическим кругам и договороспособный политик, могут быть разморожены проекты по оказанию финансовой помощи Киргизии по линии ЕврАзЭС, начат реальный процесс присоединения Киргизии к Таможенному союзу, возможно, начнется реализация заявленных ранее многочисленных крупных совместных проектов в энергетической сфере. Причем все это может вписаться в общую стратегию создания Евразийского союза. Многое здесь будет зависеть от последовательности и ответственности нового главы Киргизии на международной и внутренней арене.