К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Борьба с «однодневками»: имитация бурной деятельности

Фото Коммерсантъ
Фото Коммерсантъ
Действующие законы позволяют налоговикам ловить крупных уклонистов, новые идеи силовиков могут привести лишь к проблемам для честного бизнеса

Последнее время российские чиновники словно соревнуются друг с другом, выдвигая инициативы по борьбе с так называемыми фирмами-однодневками. Премьером утвержден план мероприятий, ФНС, ЦБ и Росфинмониторинг продвигают свой объемный законопроект, Следственный комитет пытается перехватить инициативу.

Знакомство с этими проектами ничего, кроме грусти, не вызывает. Разве что в памяти всплывают различные термины из психологии, например систематизированный бред.

«Почта России» спасает бюджет

 

Одна из мер предполагает следующее. Если налоговый орган направил письмо налогоплательщику, а письмо вернулось с отметкой «адресат не значится», то налогоплательщику сразу блокируют счет.

Поможет ли это? Очевидно, что нет. Скорее, даст дополнительный механизм блокировки счетов действующих предприятий, которые всегда информируют налоговиков о фактическом адресе. Но если заставить налоговую слать корреспонденцию исключительно по юридическому адресу, то можно получить занимательные результаты. В нашей практике был случай, когда подразделение ФНС сидело в офисе налогоплательщика по фактическому адресу на выездной налоговой проверке, а камеральный отдел инспекции проверял иной период и слал письма на юридический адрес, где были проблемы с почтой. В итоге налогоплательщик формально не получал требования о представлении документов, и ему отказали в вычетах по НДС на несколько сотен миллионов рублей. Налоговики знали, что шлют письма не на тот адрес.

 

Самое забавное, если однодневка находится по адресу, то, получается, ее можно не трогать. И на закуску, а все ли в порядке в консерватории? Смотрим! Почему ИФНС №6 по г. Москве не находится по юридическому адресу?

«Черные списки»

ФНС, ЦБ и МВД РФ также заявили о создании черных списков компаний, замешанных в финансовых махинациях. Причем доступ к списку будет только у банков. В списки попадут компании, расположенные по массовым адресам, с дисквалифицированными директорами, с заявлениями от пострадавших и т. п.

 

Возникает вопрос, а зачем тогда в стране нужен единый государственный реестр юридических лиц? Ведь три государственных органа как бы намекают на его бессмысленность, причем один из органов и ведет этот реестр.

Если посмотреть проект Росфинмониторинга, который согласовывался с ФНС РФ, то мы увидим лишь лоскутные меры по недопущению создания однодневок. Например, если указан липовый номер паспорта, то откажут в регистрации. А если паспорт нормальный, но это лицо уже учредитель в 100 компаниях, то регистрировать будем. Остается только догадываться, чем обусловлено такое жгучее желание регистрировать очевидных уклонистов.

Поэтому не мудрено, что ЕГРЮЛ превратился в просто набор данных. Да, можно поразвлечься и найти там даже ООО «Однодневка». Но разве в этом цель реестра?

Записки следователя: что такое хорошо и что такое плохо

Отдельного внимания заслуживает поток идей от Следственного комитета. Не знаю, насколько ценным может считаться материал уровня реферата студента третьего курса, но все же. Оцените главное предложение: «Проектом закона предусматривается установление прямого запрета на совершение фиктивных хозяйственных операций, а также на использование в деятельности налогоплательщика фиктивных организаций». Запретить — и все.

 

Видимо, расчет на то, что бандерлоги умрут от смеха и это решит проблему.

Еще одно инновационное предложение в виде определения термина «фиктивная организация» — лицо, не осуществляющее реальной предпринимательской или иной экономической деятельности либо создающее имитацию такой деятельности…

Т. е. все проблемы лежат исключительно в плоскости бумагомарания, но не методологической работы. Может, чтобы реальные дела делались, надо ввести понятие «фиктивный чиновник»? Это лицо, не осуществляющее реальной деятельности либо создающее имитацию такой деятельности. Пользы может быть явно больше.

Уголовный квартет

 

Уголовный кодекс постоянно перекраивается под «борьбу». С прошлого года в УК внесли поправки в части уголовной ответственности номинальных директоров и учредителей, которые сознательно выступают такими субъектами. Похоже на коварный план: посадим всех номиналов, останутся только реальные бенефициары. Но авторы не учли миграционные потоки жителей Средней Азии, которые тоже не прочь получить пару тысяч рублей за посещение налоговой.

Тем временем другие страны за прошедший год оштрафовали 9 международных банков на общую сумму $4,2 млрд за проведение сомнительных операций. Но это явно не наш метод, мы лечим исключительно народными средствами. Припарки, заклинания — все идет в ход, кроме реальных мер.

Объективности ради нужно отметить, что в подписанном премьером плане предусмотрено развитие информационного обмена между налоговиками и банками. Что за этим стоит, не очень ясно. Если налоговики получат данные, позволяющие эффективно отслеживать платежи, это будет важным шагом. Однако это всего лишь план, а мы знаем, как исполняются эти планы. Вспомним создание единой базы утерянных паспортов. В 2006 году вроде стукнули по столу. Надо! Но воз и ныне там. А действующий сервис ФМС выполняет несколько иные функции.

То ли воля мне, то ли неволя…

 

В итоге происходит некое бурление в отношении полномочий: кому дать, у кого забрать. Вопрос о полномочиях важный, если ставить правильные ориентиры. А их нет. Даже если легально разрешить использование налоговыми органами утюга и паяльника, не изменится, похоже, ничего.

Самое главное, что уже при текущем законодательстве налоговые органы умеют качественно выявлять тех уклонистов, которые «совсем потеряли страх». Таких примеров достаточно, и доначисления по ним — от нескольких сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей налогов. Что еще раз доказывает, что при наличии воли можно добиться хороших результатов.

Однако летом 2012 года ФНС заявила, что не хочет проверять фирмы-однодневки. С них же взыскать ничего нельзя. То есть цель бороться с однодневками не то чтобы не стоит, а прямо указывается на обратное.

В сентябре 2012 года ЦБ официально объявил, что каждая десятая организация при положительных оборотах по счетам не заплатила ни рубля налогов. Всего более 200 000 организаций. Причем в них входят 366 организаций с оборотами от 1 до 10 млрд рублей. Т. е. явки и пароли известны. Поэтому пока не обозначена реальная цель, с ветряными мельницами можно бороться долго…

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+